ГРЯЗНЫЕ ФЛАГИ
Такого рода суда представляют преступным или террористическим сообществам огромные возможности – контрабанда оружия, людей, товаров и наркотиков, отмывание денег или провоз больших сумм наличности, и многое другое.
Одним из самых скандально известных стал флаг Камбоджи. В 1994 году Камбоджа учредила свой собственный реестр – Судоходную корпорацию Камбоджи Cambodian Shipping Corporation (CSC), разместившуюся в Сингапуре. Начало было скромным, всего 16 судов за первый год деятельности, однако затем бизнес стало развиваться стремительными темпами. Согласно данным CSC перед ее закрытием в 2002 году, под флагом Камбоджи было зарегистрировано 400-600 судов, но спецслужбы США считают, что на самом деле – минимум вдвое больше. CSC предлагала то же, что и другие – регистрация любого судна без единого лишнего вопроса, однако корпорация пошла намного дальше. CSC стала первым реестром, предложившим регистрацию в режиме онлайн в Интернет, с гарантией полного оформления в течение 24 часов. Никто не упрекнет Камбоджу в том, что она стала продвинутой в хайтек технологиях, однако от нее это и не требовалось, ведь все делалось в Сингапуре. Шаг был смелым, и он быстро себя оправдал, клиенты валом повалили. Однако столь же быстро полиция и спецслужбы различных стран стали сообщать о резком росте преступлений, связанных с судами под камбоджийским флагом. Массированная контрабанда сигарет на Крит и в Албанию, нелегальные перевозки иракской нефти во время эмбарго, контрабанда людей, в частности проституток, в водах Японии и Крита, и конечно, наркотики. Но переполошились не из-за этой привычной, так сказать, мелочевки. Камбоджийские дела очень быстро стали куда серьезнее, спецслужбы отметили резкий рост контрабанды оружия. «Если вам необходимо доставить куда-то партию оружия, нет лучшего выбора, чем судно под флагом Камбоджи», - говорили эксперты. А министр транспорта Камбоджи, в ответ на многочисленные вопросы о волне криминала, захлестнувшего камбоджийский флаг, заявил просто и прямо – «мы не знаем и знать не желаем, кто владеет судами под нашим флагом и с какой целью – черный это бизнес, серый, или белый, нас совершенно не интересует».
Помимо криминализации, камбоджийский флаг прославился и своим качеством, также вызвавшим серьезную озабоченность всех организаций, имеющих отношение к безопасности мореплавания. Из 450 официально зарегистрированных к 2002 году судов, 25 погибли или были списаны после аварии, произошло 41 столкновение, 9 пожаров и 45 задержаний. 9 судам было запрещено плавать в водах Европы, так как они представляли угрозу не только своим собственным экипажам, но и другим судам, а также окружающей среде. К лету 2002 года многие авторитетные морские международные организации требовали принятия мер, либо прекратить деятельность CSC, либо ввести ее в какие-то разумные рамки. CSC вызвала повышенный интерес американцев и южнокорейцев еще и тем, что достаточно быстро выяснилась ее тесная связь с КНДР, под флагом CSC зарегистрировалось по меньшей мере 12-14 северокорейских судов. Близкие, дружеские связи королевской семьи Камбоджи с северокорейским режимом давно уже не секрет. Король Нородом Сихамуни говорит о КНДР исключительно дружески, а в годы геноцида и правления Красных Кхмеров королевская семья нашла убежище именно в КНДР, в Пхеньяне. Причем когда семья возвратилась в Камбоджу, ее сопровождали дипломаты КНДР, а охрану семьи осуществляли телохранители спецслужб КНДР. Одним из главных партнеров CSC является Лим Ин Ён, представитель высшего слоя МИД КНДР. Он представлен в CSC, как частное лицо, а не как официальный представитель КНДР. Северокорейские суда обвиняются во многих противозаконных деяниях, в том числе перевозке наркотиков, одно из таких судов ходило под камбоджийским флагом, хотя CSC заявляет, что ничего о том не знает и знать не желает.
Пожалуй, самым известным случаем контрабанды наркотиков на борту северокорейских судов стал арест сухогруза «Pong-su» в Австралии в 2003 году. «Pong-su» вышел из северокорейского порта под флагом КНДР, по прибытии в Сингапур флаг сменили на Тувалу. Затем сухогруз проследовал в Австралию, где был задержан, причем экипаж пытался оказать сопротивление. На борту обнаружили крупную партию героина. Хотя CSC в данном случае не при чем, случай стал достаточным основанием для предположения, что зарегистрированные в CSC суда КНДР также занимаются контрабандой наркотиков. Однако США больше всего встревожены контрабандой оружия северокорейскими судами, равно в КНДР и из КНДР. И не просто оружия, а баллистических ракет, поставляемых Северной Кореей дружественным режимам и просто проходимцам в Африке и на Ближнем Востоке. Самый известный случай – с сухогрузом «Song Sang». В ноябре 2002 этот лапоть вышел из северокорейского порта, причем его немедленно взяли под наблюдение спутники США, так как были данные о контрабанде ракет. В декабре сухогруз остановили в Индийском океане корабли ВМС США и Испании, имея на то полное право – судно не несло вообще никакого флага, марка на трубе была закрашена, название на форштевне и корме скрыто. В ходе обыска выяснилось, что судно называлось «Song Sang», капитан утверждал, что оно зарегистрировано под камбоджийским флагом. В грузовом манифесте указывались груз и страна назначения – цемент, Йемен. В ходе обыска обнаружили 15 ракет Скад, 15 обычных боеголовок, 23 танка для перевозки жидкостей с ракетным топливом и 85 бочек неизвестных химикатов. Все это было спрятано под мешками с цементом.
После 11 сентября 2001 года руководство Камбоджи изменило отношение к CSC и провело аудит ее деятельности, а в июле 2002 года запретило бесконтрольно регистрировать суда, так как деятельность CSC вызывала слишком много нареканий и протестов, как со стороны правительств ряда стран, так и со стороны международных организаций. В конце концов, CSC прикрыли, а вместо него регистрацией судов под камбоджийским флагом стал заниматься новый реестр, International Ship Registry of Cambodia, с представительством в Пусане, Ю.Корея. Реестр утверждает, что северокорейских судов у них нет, хотя специалисты говорят, что установить это крайне трудно, практически невозможно. Только КНДР знает точно, сколько у нее судов и под какими флагами они зарегистрированы.
Однако КНДР пошла дальше регистрации своих судов под удобными флагами, и стала продавать свой флаг, причем по цене, втрое превышающей общепринятую стоимость удобного флага. Согласно данным ITF, в 2006 году из 408 зарегистрированных под флагом КНДР судов лишь 187 принадлежали собственно КНДР, остальные принадлежали сомнительным компаниям, зарегистрированным в таких странах, как Камбоджа, Тонга, Коморские Острова, Сан Томе и Принсипе. Но и других стран тоже, включая и США. Согласно данным ЦРУ под флагом КНДР было зарегистрировано три судна американских компаний, а журналист «The Washington Times» Билл Герц в статье, опубликованной 8 июня 2006 года, утверждал, что их было 9, причем владельцы были зарегистрированы в США, но фактически являлись компаниями из Египта и Сирии. Одно из таких судов занималось контрабандой людей из Африки в Европу. С мая 2006 года были введены жесткие санкции, резко снизившие количество судов, зарегистрированных под флагом КНДР. Камбоджийский реестр принял ряд мер, повышающих ответственность судовладельцев. Те, кому нужен флаг без лишних вопросов, заметались в поисках замены, и нашли ее в лице Монголии. Однако и Реестр Монголии принял решение, обязывающее суда под своим флагом подчиниться санкциям ООН, направленным против КНДР. В последнее время, после проведения КНДР испытаний ядерного взрывного устройства и ракет средней дальности, появилась новая угроза – возможность запуска таких ракет с обычной или ядерной боеголовкой с борта обычных коммерческих судов, оборудованных замаскированными установками пуска ракет. Скорее всего, ООН будут приняты решения, позволяющие останавливать и досматривать северокорейские суда в открытом море, однако остается угроза регистрации таких судов под удобными флагами.