С создания Российского международного реестра судов (РМРС) прошло уже более двух лет. Но судовладельцы не спешат переводить свой флот под российский флаг. По мнению чиновников Минтранса, это происходит из-за того, что необходимые для полноценной работы реестра подзаконные акты были приняты с запозданием, лишь к концу прошлого года. Теперь же, по мнению властей, судовладельцам ничто не мешает воспользоваться всеми преимуществами РМРС. Однако перевозчики по-прежнему осторожничают: в законодательстве России осталась масса пробелов, позволяющих свести к нулю все преференции, обещанные государством за демонстрацию в международных портах отечественного триколора. В начале 2008 года в РМРС было зарегистрировано 197 судов суммарным дедвейтом 890 тыс. тонн. По данным заместителя генерального директора ЦНИИ ВМФ Сергея Буянова, в основном это суда типа «река-море» средним дедвейтом 4,5 тыс. тонн. Крупные морские суда в реестре почти не представлены. Более того, к компаниям, предпочитающим работать под «удобными» флагами (для российских судовладельцев это в основном флаги Кипра, Либерии и Мальты) добавилось Дальневосточное морское пароходство. За пять лет число российских судов, работающих под триколором, снизилось на 5%, а ходящих под иностранными стягами – увеличилось в 1,5 раза. Из нового флота, построенного за этот же период, 98% работает под «удобными» флагами.
Между тем РМРС (судовладельцы часто называют его второй реестр) как раз создавался для того, чтобы остановить бегство судовладельцев от российского флага. Не секрет, что регистрировать суда в первом реестре (Государственном судовом реестре) было невыгодно из-за высоких налогов. Поэтому был создан второй реестр, предусматривающий льготы, в частности, по налогу на имущество и транспортному и нулевые таможенные пошлины при ввозе судов. Однако, как почти все российские законы, ФЗ № 168 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с созданием российского международного реестра судов» потребовал принятия дополнительных подзаконных актов. А последние, как всегда, запоздали. Например, поправки в закон о страховании, позволяющие компаниям, владеющими занесенными в РМРС судами, страховать их в международных компаниях, были приняты лишь в ноябре прошлого года.
Таким образом, формально в полную силу реестр заработал лишь четыре месяца назад. И, по словам директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Алексея Клявина, уже «появилась тенденция по регистрации в нем крупных судов». Например, в марте стало известно, что крупнейший российский судовладелец государственная компания «Совкомфлот» зарегистрировала под российским флагом новый танкер «Василий Динков», построенный на южнокорейской верфи Samsung Heavy Industries Co., Ltd в декабре прошлого года. Сейчас на этой верфи строятся еще два судна для «Совкомфлота». Они, а также еще два танкера — «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров», строящиеся на «Адмиралтейских верфях», будут работать под триколором. Но сейчас «Совкомфлот» имеет только одно судно под российским флагом — «Василий Динков».
Между тем в самом «Совкомфлоте» признают, что желание перевести свой флот под российский флаг пока чревато массой бюрократических проволочек. По словам заместителя гендиректора компании Игоря Панкова, если норвежский реестр, по аналогу которого создан РМРС, для регистрации судна требует предоставления 11-ти документов, то российский – 15. Кроме того, в норвежском реестре судно будет зарегистрировано в течение 24 часов после предоставления документов, а в российском — за 7 суток, а на самом деле больше. Например, президент ассоциации судоходных компаний Николай Смирнов припоминает случаи, когда судно не удавалось зарегистрировать в РМРС и за 1,5 месяца.
Но даже не это пугает судовладельцев. Больше всего им не нравится, что хозяин судна, зарегистрировавшего его в РМРС, обязан заплатить социальный единый налог в размере от 26% с фонда зарплаты труда. Запись в иностранном реестре обходится дешевле. Например, перевозчик, зарегистрировавший свое судно в норвежском реестре, заплатит в социальные фонды предприятий не более 14,1%. Кроме того, беспокоит перевозчиков и фактическая невозможность выхода из РМРС. Если судно, зарегистрированное в российском реестре, в течение 10 лет с момента регистрации по каким-либо причинам сменит регистр, то его владелец будет обязан заплатить за это судно налоги по полной. Не решен и вопрос о снижении таможенных пошлин на ввоз не имеющих аналогов в РФ импортных запчастей к судам. Кроме того, судовладельцу, ходящему под российским флагом, придется платить таможенные пошлины за услуги по ремонту судов на зарубежных заводах. При этом своих судоремонтных предприятий в России практически не осталось.
Тем не менее некоторые из перевозчиков смогли воспользоваться преимуществами РМРС. Например, генеральный директор «Северо-Западного морского пароходства» Артур Гавлюк говорит, что компания перерегистрировала во втором реестре 60 судов типа «река-море», и в результате сэкономила около $200 тыс.
Несмотря на все сложности, Алексей Клявин считает, что реестр состоялся. Он надеется, что после принятия всех поправок компании станут активнее регистрировать новые суда под российским флагом, что повысит конкурентоспособность российского регистра и продемонстрирует высокий уровень безопасности отечественного флота. Сергей Буянов из ЦНИИ ВМФ рассчитывает, что к 2020 году под флагом РФ будут ходить суда суммарным дедвейтом около 15,5 млн тонн. Однако чтобы все эти ожидания сбылись, законодателям и чиновникам еще придется поработать. В том числе и над искусством убеждения судовладельцев.