Возрождение ЧМП возможно!
Развал Черноморского морского пароходства (ЧМП) – одна из самых «чёрных» страниц политической и экономической истории независимой Украины. В 1991 году Украине досталась мощная структура, состоявшая из 295 грузовых и пассажирских судов, а также около 1100 судов вспомогательного флота. В ЧМП работали более 28 тысяч сотрудников. Ежегодные доходы пароходства достигали миллиарда долларов. Эта структура могла стать жемчужиной в короне украинской экономики, основой для стремительного развития Причерноморского региона. На деле получилось иначе…
Так возможно, ли сегодня возродить морской флот Украины и ГСК Черноморское морское пароходство?
Этим вопросом задаются не только жители Одессы для которых ЧМП было всегда градообразующим предприятием, но и все граждане Украины.
Если в срочном порядке не найти ответ на этот вопрос и не предпринять все возможные действия, то Украина может навсегда перейти из разряда морских держав, в банановую страну у моря.
Профессионально взвесив все "за" и "против" можно утвердительно сказать: "Да! Не только можно возродить ЧМП, но и крайне необходимо, как для Украины, так и для всей Одессы".
Но для этого необходимо принятие срочных мер и шагов в этом направлении, преодолевая ожесточенное сопротивление отдельных кругов и лиц, причастных к разграблению ЧМП, которые хотели бы, чтобы о существовании ЧМП все забыли, а так же преодолевая скептицизм отдельных людей не владеющих информацией.
Перечислим основные пункты экстренной программы возрождения ЧМП:
Пункт 1. Верховной Раде необходимо срочно принять Закон "О развитии морского флота Украины и судостроения", принять пакет Законов о льготном налогообложении и льготном кредитовании Государственных судоходных компаний и судостроительных предприятий. Принять Закон «О международном регистре судов Украины». Разработать и принять Закон о льготах для украинского флага, который позволит не только вернуть оставшиеся суда под украинский флаг, но и привлечь с выгодой для себя под свой флаг суда других государств. Правительству Украины совместно со специалистами морского флота необходимо срочно разработать государственную программу развития морского флота и судостроения на ближайшие 5 лет.
Пункт 2. Создать при Министерстве Транспорта Департамент "Морского, речного и рыбодобывающего флота Украины" с широкими полномочиями, как у министерства, с прямым финансированием отдельной строкой из Госбюджета.
Со дня независимости Украины, кадровая политика отрасли Министерства транспорта не выдерживает никакой критики - руководить отраслью назначались лица, не имеющие ни опыта работы на морском транспорте, ни достаточной квалификации, а морской отраслью управляли лица просто бездарные и нечистые на руку. Учитывая предыдущий плачевный опыт Департамент "Морского, речного и рыбодобывающего флота Украины" должен располагаться не в Киеве, а в Одессе, где есть квалифицированные кадры и возможность оперативно управлять, как морскими перевозками, перевалкой грузов в портах, судоремонтом, так и судостроением. И географически Одесса намного ближе к портам Черного моря, черноморским судостроительным верфям и СРЗ, чем Киев.
Пункт 3. Создать следственную комиссию при Верховной Раде из состава специалистов ГПУ, СБУ, КРУ, Минтранса, Счетной Палаты, т.к. цена вопроса составляет примерно 500 миллионов долларов.
Генеральной прокуратуре необходимо открыть уголовное дело по "Статье нанесение ущерба государству в особо крупных размерах" с целью привлечения к уголовной ответственности бывших высших должностных лиц государства, министерства транспорта, руководителей ЧМП и офшорных компаний и с целью возмещения ими ущерба нанесенного ими с 1991 по 2010 год Государственной Судоходной Компании "Черноморское морское пароходство". Кроме следователей Генеральной прокуратуры необходимо привлечь к работе лучших следователей МВС, СБУ и КРУ, под непосредственным контролем РНБО. Привлечь к этой работе и Министерство Иностранных дел и Интерпол , так как часть украденных у ЧМП средств находится в иностранных банках, а часть преступников руководителей офшорных компаний, либо находятся за границей, либо являются гражданами других государств.
Пункт 4. Принять срочные меры для приостановки процедур банкротства и санации ЧМП, вернуть его имущество, которое было незаконно отчуждено, создать специальную государственную комиссию из состава специалистов ГПУ, СБУ, КРУ, Минтранса по вопросам искусственного банкротства и возобновления деятельности ЧМП, а также временную следственную комиссии ВР по этому вопросу. Банкротство ГСК ЧМП в настоящее время создано искусственно и отражает коррупцию в высших эшелонах власти для обогащения собственных карманов и уничтожения флота Украины. Кроме ЧМП, уже уничтожено Азовское морское пароходство и искусственно уничтожается Украинское Дунайское пароходство.
Пункт 5. Преобразовать Государственную Судоходную Компанию "Черноморское морское пароходство" в Государственную Акционерную Судоходную Компанию "Черноморское морское пароходство". 51% акций которой будет принадлежать государству, а 49% акций одесскому муниципалитету и компаниям акционерам. Соучредителем компании, кроме государства и одесского муниципалитета, могут выступать небольшие частные судоходные компании.
Пункт 6. Инвестиции. Привлечение иностранных инвестиций в развитие компании позволит в течение трех-пяти лет создать работоспособную компанию, в активе которой будет не менее 100 судов.
В свое время Англия дала согласие палаты лордов Британского парламента на целевой кредит в $1,4 млрд под строительство судов на украинских верфях. В Англии под проект строительства судов для ЧМП, создавался пул из 38 банков. Средства на реализацию проекта, ЧМП может получить и из России. С предложением о кредитовании в рамках стратегического партнерства Украины и России, уже выступали представители РФ. Россия предлагала до $100 млн. сроком на 10 лет под 6% годовых. Поступали предложения и от других стран заинтересованных в реализации проекта Германии и Китая. Иностранные компании готовы были инвестировать в строительство и закупку судов для ЧМП 2,2 миллиарда долларов.
Пункт 7. Открытие в Англии "Фрахтового центра Украинского флота" в городе Лондон. Близость к Лондонской фрахтовой бирже являющейся ведущей фрахтовой биржей мира и сотрудничество с ведущими специалистами этой биржи, обеспечит загрузку нашего украинского флота.
Пункт 8. Согласно трех летнего плана возрождения и развития ЧМП, приобретение в течении первого года работы за счет возвращенных долгов с должников и инвестиций, порядка 30 "секенд-хенд" грузовых судов и 4 судов пассажирского флота для перевозки пассажиров и совершения круизных рейсов в порты Черного и Средиземного морей.
Пункт 9. Приобретение порядка 6 скоростных судов на подводных крыльях для сообщения река-море, для перевозки пассажиров из Одессы и Крыма по рекам Днепру и Дунаю.
Пункт 10. Восстановление регулярного пассажирского движения по Одесско-Крымско-Кавказской линии, расширив ее портами Турции. Создание регулярной линии Одесса-Болгария-Греция-Италия-Франция-Испания-Тунис-Египет-Израиль-Одесса, за счет приобретенных на вторичном рынке 4-х пассажирских судов.
Пункт 11. Восстановление вдоль побережья Одессы и Крыма причалов для прогулочных катеров. С учетом приобретения 10 новых прогулочных катеров и остатков имеющихся, это позволит привлечь в Одессу и на курорты Крыма дополнительный приток туристов.
Пункт 12. Сформировать на 2011 год Государственный заказ на постройку на Украинских судоверфях 10 грузовых судов и танкеров, 3 судов на подводных крыльях и 5 прогулочных катеров для Одессы и Крыма. На 2012 год постройку еще 10 грузовых судов и танкеров, 3 судов на подводных крыльях и 5 прогулочных катеров.
Пункт 13. Разместить заказ за рубежом на 2011 год, на постройку современных 10 газовозов и танкеров. В 2012 году заказ повторить.
Пункт 14. Создание совместной программы и совместных судостроительных компаний для удовлетворения потребности ЧМП в судах. Подобное предложение уже ранее поступало со стороны Германии. Принцип предложения был такой — в Украине строится корпус судна, а Германия поставляет силовую установку и оборудование. При этом Германия была готова финансировать эту программу предоставив кредит в DM 6 млрд. под 6% годовых.
Пункт 15. Строительство в Одессе сухого порта, по перевалке контейнерных грузов примерно на полторы тысячи контейнеров, и порта по принятию сжиженного газа для дальнейшей транспортировке по газопроводу Одесса-Броды, а также сырой нефти для переработки на Одесском и других украинских НПЗ.
Пункт 16. На базе ЧМП создание танкерного флота по доставке сырой нефти и сжиженного газа из Арабских стран, задействовав при этом газопровод Одесса-Броды и Одесский нефтеперерабатывающий завод.
Пункт 17. В перспективе заказ судов-газовозов и вспомогательных судов для платформ по добыче газа с шельфа в районе острова Змеинный.
Пункт 18. На перспективу строительство 1-го современнейшего пассажирского флагманского лайнера ЧМП, способного совершать кругосветные плавания и доставлять в Украину туристов из Америки и Юговосточной Азии, а также строительство Консервной рыбоперерабатывающей плавбазы взамен, проданной на металлолом плавбазы "Восток". Строительство судов экологии Черного и Азовского морей в рамках международных программ по защите окружающей среды за счет выделяемых международным сообществом грантов.
План возрождения и развития ЧМП по годам:
2010-2011:
Приобретение на вторичном рынке 30 грузовых судов, 4 судов пассажирского флота, постройка 3 судов на подводных крыльях и 5 прогулочных катеров.
Финансовые затраты:
составят порядка 200 млн. долларов. Если государство окажет действенную помощь в возврате долгов с должников ЧМП, как раз наберется необходимая сумма.
Рабочие места:
Создание 5 тысяч рабочих мест в пароходстве, 10 тысяч рабочих мест на судостроительных верфях и 1 тысяча рабочих мес докеров в портах.
2012:
Получение по Госзаказу 20 новых грузовых судов и танкеров, плюс приобретение на вторичном рынке 10 грузовых судов, и постройка 3 судов на подводных крыльях и 5 прогулочных катеров.
Финансовые затраты:
составят порядка 250 млн. долларов за счет Государственных и иностранных инвестиций.
Рабочие места:
Создание 5 тысяч рабочих мест в пароходстве, 5 тысяч рабочих мест на судостроительных верфях и 1 тысяча рабочих мес докеров в портах.
2013:
Приобретение 20 новых грузовых судов, 1-го современнейшего пассажирского флагманского лайнера ЧМП и 1-го учебного судна, получение по Госзаказу 4-х судов экологии Черного и Азовского морей (сборщиков нефти, очистки балластных вод и др.).
Финансовые затраты:
составят порядка 250 млн. долларов за счет прибыли ЧМП и продажи дополнительных Акций компании на международных фондовых рынках. 4 судна экологии обойдутся бесплатно, за счет международных грантов.
Рабочие места:
Создание 4 тысяч рабочих мест в пароходстве, 5 тысяч рабочих мест на судостроительных верфях и 1 тысяча рабочих мес докеров в портах.
Подводя итоговые цифры за 3 года предстоящей деятельности ЧМП получаем следующее:
За три года украинский флот ЧМП вырастет до 80 грузовых, 5 пассажирских, 4 экологических судов, 1 учебного судна, 6 судов на подводных крыльях, 10 пассажирских катеров, плюс порядка 10 вспомогательных судов-буксиров и бункеровщиков, приобретенных совместно с портами.
Количество рабочих мест в ЧМП вырастет до 14 тысяч, в судостроении за счет заказов ЧМП до 20 тысяч, в судоремонте за счет восстановления СРЗ до 8 тысяч, 3 тысячи рабочих мест докеров в портах Украины, в отечественных металлурги и тяжелом машиностроении (работающих на судостроение) до 15 тысяч, 3 тысячи рабочих мест для строителей двух новых портов.
Стоимость перевозки экспортируемых грузов (зерно, уголь, металл и др.), а также импортируемых грузов (нефть, сжиженный газ, товары потребления) для Украины сократиться в два раза.
Украина получит возможность самостоятельно перевозить до нескольких десятков миллионов тонн груза в год, при этом зарабатывая до полмиллиарда долларов ежегодно.
Плюс будет поднят важный для Украины транзитный статус. Так, в советские времена 65% грузопотоков в европейскую часть СССР следовало через Украину.
Как в былые годы, когда за счет ГСК «ЧМП» были построены Ильичевский, Южный порты, обеспеченные первоклассным оборудованием, а также модернизован Одесский морской порт, так и сейчас возродив ЧМП, Украина получит построенные под руководством ЧМП два новых порта. Один сухой порт по погрузке и разгрузке контейнерных грузов, в районе Пересыпи и один по принятию нефти и сжиженного газа из Арабских стран. Тем самым снизив энергетическую зависимость от России и получив возможность на прямую получать нефть и газ по более низким ценам.
Тысячи украинских моряков и выпускников морских училищ, получат возможность ходить под своим украинским флагом. Даже получая чуть меньшую зарплату чем на иностранных судах, многие моряки согласятся на это, взамен получая юридическую защищенность государством, нормальные условия труда, своевременную и полнокровную зарплату, пополнение своего пенсионного фонда и бесплатную медицинскую помощь в случае профессиональных травм и болезней.
Город Одесса и муниципальные власти, за счет получения отчислений в городскую казну и дивидендов с частичного акционирования ЧМП, получат возможность за счет этих денег, эффективно решать городские и коммунальные проблемы. Ведь, ЧМП всегда было градообразующим предприятием Одессы.
И последнее. Попытаемся дать ответ скептикам возрождения ЧМП на вопрос: "А есть ли у ЧМП собственные средства, за исключением иностранных инвестиций, на свое возрождение?"
Да есть!
На сегодняшний день имущество ЧМП по самым скромным подсчетам оценивается в 400 миллионов долларов.
Второе:
Если государство пойдет на встречу ГСК ЧМП в вопросе возвращения долгов с должников ЧМП и компенсации материального и финансового ущерба нанесенного как отдельными компаниями, так и высшими должностными лицами бывших правительств Украины, (согласно приведенных выше пунктов 3 и 4 плана возрождения ЧМП) то сумма возвращенных долгов составит свыше $400 миллионов, которых вполне хватит на приобретение на вторичном рынке порядка 30 грузовых судов и 4 пассажирских судов и постройки, 15 современных контейнеровозов, танкеров и газовозов, 6 судов на подводных крыльях и 10 прогулочных катеров.
Кто же эти должники ЧМП и какие суммы они должны?
ОАО "Государственный экспортно-импортный банк Украины” подтвердил наличие на заблокированных счетах ЧМП во Внешэкономбанке СССР более $64 млн. По некоторым данным на счетах во Внешторгбанке СССР осталось около 80 миллионов долларов плюс проценты набежавшие за 20 лет. Но за эти деньги еще предстоит побороться, российские банкиры их просто-так не отдадут и здесь нужна помощь государства.
Сколько еще таких денег осело на счетах других зарубежных банков, на этот вопрос должна дать ответ специальная следственная комиссия которая должна быть создана.
Также как мало кто знает о строительстве крупного контейнерного порта во Вьетнаме, уже построенного и функционирующего. Через одну из своих "дочек" ЧМП является косвенным акционером этого порта, но не имеет от этого ни копейки ! Среди торговых моряков бывшего советского торгового флота можно услышать рассказы-байки о покупке ЧМП острова в Канарском архипелаге, острова на Сейшелах ...
Компания V.SHIPS незаконно присвоившая построенные суда по проекту ТАМВОРС - в количестве 10 штук 30 тысячников и и ещё не мало судов. Стоимость судов и компенсация за их эксплуатацию и амортизацию за прошедшие годы составит примерно $100 млн..
Одной из крупных компаний должников является акционерная холдинговая компания "Си Трайдент” в г. Киеве, которой вопреки законодательству Украины постановлением Кабинета Министров от 03 июля 1999 года №1181 была передана наибольшая часть флота г. Одессы на сумму более $500 млн. якобы с целью повышения эффективности его использования и погашения долговых обязательств ЧМП. На сегодняшний день в компании "Си Трайдент” и ее коммерческих структурах переданных ей судов почти не осталось. Согласно письму ГКРУ от 29 декабря 2003 года № 06-11/648 за четыре года данная компания продала более 35 судов (большую часть полученного флота!) и вроде бы заплатила свыше $150 млн. по долговым обязательствам ГСК "ЧМП”.
"Укрзалізниця” должна 800 млн. грн. пароходству за полученные контейнеры.
ЗАО УКРТАНКЕР во главе господином Султановым, незаконно отнявшие у ЧМП 5 судов танкерного флота и на сегодняшний день должны более 100 млн грн.
Погашая долги НАК "Нафтагаз" и Минобороны перед кредиторами, рассчитывалась своими судами ЧМП. На счет пароходства так и не поступили причитавшиеся, согласно постановлению судов, $25,5 миллиона от НАК «Нефтегаз Украины» и $6,5 миллиона за два проданных теплохода — от Минобороны и прочих ведомств.
Государственной следственной комиссии следует определить сумму долга таких фирм как:
Укрспецоборудование, которой было передано сотни контейнеров для одесского рынка на 7 км.
«Укрфэрри», которая и по сей день эксплуатирует флотилию пароходских паромов «Герои Шипки», «Герои Плевны» и др. и за это не платит в полном объеме арендную плату. Хотя надо отдать должное президенту этой компании, сохранившему для Украины паромную флотилию, но платить в полном объеме за аренду судов ведь надо.
Укркрюинг, Укррифер и кучки мелких судоходных компаний эксплуатировавших и продолжающих эксплуатировать присвоенные ими суда ЧМП.
"Совкомфлот" (Россия) незаконно оттяпавшая в конце 1991 г. у ЧМП большое количество судов в том числе и знаменитые лайнеры "Максим Горький" и "Федор Достоевский" при обстоятельствах, по сути близких к рейдерскому захвату судов. Произошло это в последнюю неделю существования СССР. Взамен ЧМП получило 18% акций. То есть, суда эксплуатировались "Совкомфлотом", но числились за ЧМП, все расходы по их приобретению и содержанию несло ЧМП. В хаосе первого года независимости процент акций ЧМП в "Совкомфлоте" был загадочным образом понижен до 1,4%, то есть практически до нуля. При этом суда ЧМП, находившиеся в "Совкомфлоте", не вернули. Компенсации за незаконное изъятие у ЧМП десятка лучших судов и незаконную их эксплуатацию от российской стороны так и не поступило.
Следственной комиссии при Верховной Раде, Генпрокуратуре, СБУ, КРУ придется разобраться с десятками офшорных компаний и их руководителями которые незаконно эксплуатировали и продавали суда ЧМП при этом не выплачивали Государственной Судоходной Компании ни копейки, нанося ущерб в особо крупных размерах государству Украина. Сумма ущерба нанесенного ГСК "ЧМП", такими офшорными компаниями исчисляется сотнями миллионов долларов. Рассекречены многие документы, судя по которым, суда, ранее принадлежавшие ЧМП, не исчезли бесследно, а были «спрятаны» в оффшорах. Как бы то ни было, но украинские корабли до сих пор бороздят морские просторы под чужими флагами, а основные виновники развала самой сильной морской компании страны (флот которой оценивался в $1,5 миллиарда), такие как бывший президент Украины Леонид Кравчук и его сынок, Вера Ульянченко, Юрий Крук и другие высшие чиновники, остаются безнаказанными и остаются со своими, построенными на ворованные деньги у ЧМП хатынками в Швейцариях. Может пора, новому правительству привлечь всех виновников развала морского флота Украины не взирая на лица и бывшие заслуги к уголовной ответственности, а конфискованное их имущество должно пойти на возмещение убытков нанесенных ими ГСК "ЧМП".
Если следственная комиссия совместно с Генпрокуратурой и другими силовыми органами добросовестно выполнят свою работу, то сумма возвращенных средств будет вполне достаточной для возрождения не только ГСК "ЧМП", но и флота Украины.
Моряки в Одессе ЕСТЬ! Дело осталось за малым - строительством современных судов и возрождением ГСК "ЧМП" и украинского флота.
Владимир Владимиров.