Теплоход «Иван Франко»
Страна постройки: ГДР
Место постройки: Mathias Thesen, Висмар
Год постройки: 1964
Длина наибольшая, м.: 176,14
Ширина наибольшая, м.: 23,6
Осадка м. : 8,11
Brt/ Dwt. 19861/ 6007
Машина: Два 7-цил, Sulzer Werkspoor дизеля.
Мощность: 15666 kW.
Скорость узлов: 20,4
Пассажировместимость:
- каютная: - 750
- палубная: - 500
Численность экипажа, чел.: 347
Автомобиле-вместимость: 26 (до переобору-дования)
IMO 5415901
В 1964 - 1972 гг. на верфи им. Матиаса Тезена в ГДР были построены для ЧМП и БМП пять судов неограниченного района плавания типа „Иван Франко". Из них 3 судна: «Иван Франко», «Тарас Шевченко», «Шота Руставели» - поступили в ЧМП, а остальные два: «Александр Пушкин», «Михаил Лермонтов» - в БМП.
Суда типа „Иван Франко", несмотря на грузопассажирскую концепцию в 70-е гг. составили основное ядро круизного флота. Надежные в эксплуатации они обеспечивали рентабельную работу во всех формах эксплуатации при полной загрузке. В 1972 г. началось переоборудование судов этого типа, которое было продолжено в последующие годы. На первом этапе переоборудования были расширены общественные помещения в результате сокращения грузовой функции, установлены успокоители качки. На втором этапе была дооборудована часть пассажирских кают, не имевшая ранее индивидуальных санблоков и проведена общая модернизация интерьеров кают и общественных помещений.
Будучи однотипными по конструкции, лайнеры различались художественным оформлением внутренних помещений. Суда «Александр Пушкин» и «Михаил Лермонтов» были оформлены в традиционно русском стиле, «Иван Франко», «Тарас Шевченко», «Шота Руставели» в национальном украинском и грузинском стилях.
Суда типа «Иван Франко» совершали круизные рейсы во всех районах мирового океана. Лайнеры работавшие в ЧМП преимущественно обслуживали Крымско-кавказскую линию и совершали океанские круизные рейсы.
Так уж случилось, что слова «первый», «впервые» сопутствовали «Ивану Франко» многие годы его биографии. Это было первое, головное судно серии из пяти первоклассных, по тем временам, океанских лайнеров, спущенных на воду в Висмаре (ГДР).
Человеком, стоявшим у истоков рождения нового судна, его первым капитаном был Михаил Иванович Григор. Он не только формировал и возглавлял первый коллектив «Ивана Франко», но и участвовал в разработке проекта судна.
В экипаж «Ивана Франко» — первого крупного пасса жирского лайнера страны — были направлены классные специалисты, лучшие моряки пароходства: главный механик Г.Я. Ермошкин, старший электромеханик Д. А. Белов, старпом А.И. Макоед, пассажирский помощник капитана Л.Н. Кялова, помощник по ПТЧ Е.Н. Подгорный, боцман В.Л. Ясинский, столяры В.П. Весе-ловский, Н.А- Лупашко и другие.
Перед экипажем «Ивана Франко» была поставлена трудная и почетная задача — новому лайнеру предстояло завоевать признание зарубежных туристов, стать полноправным участником международного туристического бизнеса где признанными монополистами были тогда судовладельцы Греции, Италии, Норвегии, других западных стран. И он справился с этой задачей.
Появление на круизном рынке нового лайнера высокого класса положило начало развитию отечественного пассажирского флота, рождению новых туристических линий в районе Средиземного моря, а затем и в других районах Мирового океана.
Коллектив быстро освоил новую технику, опыт «Ивана Франко» в дальнейшем передавался на новые суда серии, а затем и на другие пассажирские лайнеры. Особый, «франковский» сервис, доброжелательная атмосфера на борту, отличная морская выучка экипажа, прекрасная кухня принесли популярность «Ивану Франко» на международном фрахтовом рынке, а с ним и другим нашим судам.
В заграничном списке фирм-фрахтователей «Франко» — известные компании: «СТС», «Транстур», «Гран-ди Виаджи», «Райзебюро», «Средиземноморский клуб», «Италнорд», «Трэвел Плэн», «Зееадлер Кройцфартен». Прочные деловые многолетние связи установились с такими авторитетными фирмами, как «Неккррман», «Италтурист», «Ян Райзен».
Первым из советских пассажирских судов «Иван Франко» совершил в 1966 году плавание через Атлантику к Малым Антильским островам. Моряки судна были первыми людьми нашей страны, побывавшими на островах Антигуа, Кюрасао, Тринидад, Гренада...
Первым из наших судов пришел «Иван Франко» в порты Аяччо и Бастия на острове Корейка, Ольбия на острове Сардиния, первым прошел норвежскими фиордами. Впервые после гражданской войны в Испании и падения в 1938 году Испанской республики порты этой страны посетил теплоход под нашим флагом — Барселону, Кадис, Пальму, Маон...
Первопроходцы международных пассажирских морских линий продолжали осваивать новые для наших судов районы плавания. Южная Америка, Австралия, Новая Зеландия, Новая Каледония, экзотические острова Фиджи, Самоа, Новые Гебриды, Таити, Тонга, Раратонга... Теплоход совершил несколько «кругосветок», побывал в зоне айсбергов и районах китового промысла Антарктики, прошел известный жестокими штормами пролив Дрейка, до льдов в районе Шпицбергена...
Быть первыми — всегда нелегко. Успешной работе экипажа способствовал хороший микроклимат, установившийся здесь с первых дней. Добрая, «франковская» атмосфера, доброжелательность и мягкость во взаимоотношениях, ставшие на судне традиционными, — во многом это заслуга первых руководителей судна, капитанов М.И. Григора и Ю.А. Орлова, первых помощников Ф.В. Виноградова и Т.К. Тупицына, а также капитана В.П. Давыдова, возглавляющего экипаж с ноября 1979 года пятнадцать лет.
------------------------------------------------
Короткая история судна:
15/06/1963 Заложен на верфи.
07/10/1964 Испытательные рейсы.
Доставлено 14 ноября 1964 на Черное море и пнредано в ЧМП, Одесса, СССР.
Добавлено в состав круизных судов ЧМП.
1997 Продано Polluks Shipping, Кингстаун, Сент-Винсент. Переименован в "FRANK".
21/07/1997 Прибыл в Аланг, Индия для разделки на металлолом.