В тумане скрылась гордая «Одесса». Снимите шляпу...
— «Одесса» ушла, — голос старого знакомого звучал печально.
Понимая, что, возможно, я не до конца, как говорится, «въехал» в сообщенную мне информацию, собеседник на другом конце телефонного провода уточнил:
— Навсегда ушла. Буквально перед Новым годом. Своим ходом. В неизвестном направлении. В общем, нет больше у Одессы «Одессы»...
С ним, с бывалым мореходом, и с его товарищами мы познакомились в январе прошлого года именно на борту легендарного судна, бывшего флагмана пассажирского флота Черноморского морского пароходства. К тому моменту теплоход «Одесса» простоял в доке судоремонтного завода «Украина» более трех лет.
К ремонтно-восстановительным работам на судне АРК «Антарктика» — новый владелец пассажирского лайнера — приступила осенью 2002 года, сразу после возвращения теплохода из неапольского порта, где «Одессе» пришлось простоять на якоре почти семь лет, расплачиваясь, в том числе, и жизнями моряков, за преступную бесхозяйственность и вопиющую халатность государственных мужей, превративших в начале 90-х годов крепкое в экономическом плане Черноморское морское пароходство в безнадежного банкрота.
Встречали «Одессу» охапками цветов, оркестровым исполнением хватающей за душу мелодии «Врагу не сдается наш гордый «Варяг», проникновенными словами с трибуны, искренними слезами радости.
И... нудным моросящим дождем. Многие из встречавших теплоход тогда говорили — хорошая примета. Как потом выяснилось — не всегда приметам можно верить...
Правда, поначалу все шло по плану. Экипаж, возглавляемый капитаном Геннадием Завирюхой, практически сразу приступил к подготовительным техническим работам. Были сняты гребные винты, подруливающие устройства. Затем экипаж занялся ремонтом палубы, буквально сгнившей в двух местах за время «неапольского плена», и зачисткой корпуса теплохода от ржавчины для последующей покраски.
Увы, после трагической гибели гендиректора рыболовецкой компании Валерия Кравченко финансирование ремонтных работ постепенно стало сокращаться, пока вообще не прекратилось.
Но, несмотря на подобные удары судьбы, экипаж «Одессы», прилагавший все силы для поддержания на судне порядка, верил, что трудности — преходящи. И лайнеру, которому прочили «должность» уже флагмана возрождающегося пассажирского флота Украины, уготована новая счастливая жизнь.
Во-первых, теплоход — несмотря на все испытания, выпавшие во второй половине 90-х годов на его судьбу, — был, как говорится, живой.
Пожарная, балластная, топливная и туалетная системы находились в рабочем состоянии. Экипажу удалось привести в порядок и сберечь в целости и сохранности 243 комфортабельные пассажирские каюты — замечу, все с удобствами, — способные принять 522 пассажира; музыкальный салон, заждавшийся трепетного скольжения вальсирующих пар, и кинотеатр на 144 посадочных места; ресторан, готовый по первому зову накормить-напоить 274 посетителя, и кафе с кожаной мебелью; комнаты отдыха с настольными лампами под старину и библиотеку. Спасли даже экзотические тропические растения!
Пройдясь палубами, честно говоря, даже не верилось, что «Одесса» разменяла четвертый десяток (судно было построено в Англии в 1974 году): настолько молодо она выглядела.
Вторая же причина, позволявшая верить в продолжение славной биографии «Одессы», которую, как выяснилось, по-прежнему хорошо помнили в ведущих западных туристических компаниях, была морально-этическая.
Ведь даже в условиях тотального торжества рыночных взаимоотношений, принявших у нас какие-то уродливые формы, в которых не оказалось места сантиментам и проявлением чувств, где любые движения, мысль, слово, намерение, как оказалось, можно оценить в деньгах, где расхожей фразой стало изречение «ничего личного — только бизнес», все равно не хотелось думать о том, что «Одесса» может повторить судьбу еще одного знаменитого пассажирского лайнера — теплохода «Тарас Шевченко».
В свое время АРК «Антарктика» вложила немало средств в восстановление этого судна. Были сделаны пробные рейсы. Неожиданно выяснилась коммерческая нецелесообразность дальнейшей эксплуатации теплохода. Росчерком пера «Тарас Шевченко» был отправлен на переплавку на иголки...
Но «Одесса» — это «Одесса».
Члены экипажа отказывались верить, что судьба многострадального теплохода, вошедшего в жизнь десятков тысяч одесситов и обессмертившего имя капитана Вадима Никитина, вновь будет безразлична тем, от кого зависит будущее пассажирского лайнера.
Моряки с «Одессы» в первой половине прошлого года часто звонили в редакцию, предлагали свои варианты использования судна, надеялись — с помощью газеты — быть услышанными городскими властями.
Действительно, ведь если у АРК «Антарктика» изменились намерения относительно планов развития пассажирского флота — всякое бывает, бизнес есть бизнес, — то будущим теплохода вполне могла озадачиться мэрия, для которой вряд ли было бы непосильной задачей сплотить вокруг себя финансово состоятельных горожан для того, чтобы сохранить прославленный лайнер для Одессы.
Опыт ведущих мировых туристических центров, расположенных близ морей и океанов, подтверждает, что знаменитым пассажирским судам, списанным на покой, можно подарить еще одну жизнь. Не надо быть большим экономистом, чтобы понять, что отреставрированная и переоснащенная «Одесса», пришвартованная к причалу где-нибудь поблизости от морвокзала, очень быстро снискала бы славу туристической Мекки, превратившись в популярную гостиницу, престижный концертный зал, модное казино, фешенебельный ресторан...
Теперь об этом можно говорить только в прошедшем времени. Страница в истории города не просто перевернута — она выдрана с корнем.
Капитан Геннадий Завирюха, обещавший оставаться на борту «Одессы» до тех пор, пока у теплохода есть будущее, покинул судно весной прошлого года. По всей видимости, именно тогда лайнер стали готовить к новой продаже.
К сожалению, в администрации АРК «Антарктика» отказались отвечать на любые вопросы относительно нового владельца «Одессы». А также назвать пункт назначения последнего рейса.
Из разговоров с моряками выяснилось, что теплоход с 14 членами экипажа на борту, среди которых, похоже, не оказалось ни одного одессита, после четырехлетнего простоя в доке судоремонтного завода своим ходом отправился в Бангладеш или Индию.
По всей видимости, все-таки не на переплавку: слишком много было вложено средств в восстановление судна. Вполне возможно, что вскоре где-нибудь на внутренней линии, связывающей порты Индонезии, Филиппин, Бангладеш или еще какой-нибудь другой страны Юго-Восточной Азии, можно будет увидеть гордую осанку «Одессы». Но уже под другим названием...
Олег Суслов
газета "Вечерняя Одесса" №3 (8543) // 11 января 2007 г.