Теплоход "Ай-Петри"
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Номер проекта 543
Страна постройки Болгария
Место постройки СЗ им. Георги Димитрова, Варна
Год постройки 1962
Класс Регистра
Длина наибольшая, м 63
Ширина наибольшая, м 9,32
Высота борта, м 3,65
Осадка в грузу, м 3
Водоизмещение:
- порожнем, т. 642
- в полном грузу, т. 820
Дедвейт, т. 178
Регистровая вместимость:
- валовая, т. 1002
- чистая, т. 392
Пассажировместимость:
- каютная, чел. 102
- палубная, чел. 110
Тип ГЭУ дизельная
Мощность ГЭУ 1 x 736
Тип движителя ВФШ
Тип успокоителей качки нет
Скорость в грузу, уз. 12,75
Дальность плавания, миль 2800
Автономность плавания, суток
Численность экипажа, чел 46
Вместимость насыпью, м3 170
Чистая грузоподъемность, т. 73
Судьба теплохода "Ай-Петри"
Удалось кое-что узнать о судьбе одного из т.н. "высоких Ай-ай-айчиков"(судов типа "Алупка"), бывшего теплохода "Ай-Петри", 1962 года постройки. Сразу же после завершения постройки на судоверфи им. Георгия Димитрова в Варне(Болгария) судно вошло в состав ЧМП.
И стал, таким образом, одним из самых известных морских пассажирских судов СССР на Черном Море в период между серединой 1960-х и началом 1990-х годов. Он был, вероятно, вместе с теплоходом "Киргизстан" самыми комфортабельными пассажирскими судами на Черном море в тот период.
В СССР с момента постройки до начала 1970-х годов судно находилось в составе Черноморского Морского Пароходства и в разное время базировалось в Одессе (порт-приписки Одесса) и в Ялте (порт-приписки Ялта).
Теплоход "Ай-Петри". План палуб судна. Суда Ай-Петри и Пицунда примерно с 1976 по 1986 принадлежали Черноморской Геофизической Экспедиции, г. Одесса. Они использовались в качестве сейсморазведочных судов для поиска нефтяных и газовых месторождений на шельфе Азовского и Черного морей. Суда были приписаны к порту Ильичевск, а базировались у причалов ЧГЭ в Бурлачьей Балке, это небольшой поселок на Ильичевском Лимане под Одессой.
НИС теплоход "Ай-Петри", Геническ, 1978 год Затем следы теплохода "Ай-Петри" теряются. Но в 1993 году обнаруживаются вновь - лайнер продан (так и непонятно, из Украины или из России), новые владельцы дают ему имя "Kondor Express" и превращают в частную яхту. В 2003 году судно снова меняет владельца и название - теперь оно становится "Royal Spice". В это время судно было зарегистрировано в Камбодже и имело порт приписки Пномпень, оно было частной яхтой, и судя по фотографиям, эксплуатировалось достаточно далеко от места регистрации/порта-приписки.
Частная яхта "Royal Spice" (бывший теплоход "Ай-Петри") Следует также обратить внимание и на тот факт, что на "Royal Spice" уже отсутствуют шлюпбалки вместе со шлюпками. Их заменяют лишь несколько спасательных плотов (подобное наблюдается и на фотографиях 2009 года из Баку однотипного теплохода, раньше называвшегося "Гурьев").
Частная яхта "Royal Spice" (бывший теплоход "Ай-Петри") В 2007 году - вновь смена судовладельца, теперь и по сей день бывший теплоход "Ай-Петри" называется "La Sultana".
Ай-Петри - La Sultana зарегистрировано в Панаме
IMO: 6725274, LA SULTANA, Call Sign HO4808, Passenger Ship, DWT 90 DOB 1962, Panama
Остаётся подвести небольшой промежуточный результат того, что нам на сегодня известно о судьбе судов типа "Георгий Димитров" и типа "Алупка".
1). Суда указанных типов, о которых известно, что они существуют:
"Пицунда" - вне эксплуатации (Запорожье, Украина)
"Алушта" - (?)вне эксплуатации (Северодвинск, Россия)
бывш. "Гурьев" - назначение неизвестно (Баку, Азербайджан)
"La Sultana" бывш. "Ай-Петри" - частная яхта (порт приписки и судовладелец неизвестны)
2). Суда указанных типов, о которых известно, что они больше не существуют:
"Георгий Димитров" (разделан на металлолом)
"Василь Коларов" (разделан на металлолом)
"Абрау-Дюрсо"/"Юность" (разделан на металлолом)
"Кара-Даг"/"Адмирал Лунин"/"Senorita"/"Game Boy" (затонул)
3). О судьбе теплоходов "Сарыч", "Аю Даг", "Ай Тодор", "Аджигол", "Алупка", "Артек" по прежнему остаётся ничего не известно в том смысле, что неизвестно дожили ли они до наших дней или нет, и отсутствуют хоть какие-нибудь минимальные подробности кроме их нескольких переименований, сделанных ещё в СССР в 1960-е - 1990-е годы.