Теплоход "Алушта"
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Номер проекта 543
Страна постройки Болгария
Место постройки СЗ им. Георги Димитрова, Варна
Год постройки 1960
Класс Регистра
Длина наибольшая, м 63
Ширина наибольшая, м 9,32
Высота борта, м 3,65
Осадка в грузу, м 3
Водоизмещение:
- порожнем, т. 642
- в полном грузу, т. 820
Дедвейт, т. 178
Регистровая вместимость:
- валовая, т. 1002
- чистая, т. 392
Пассажировместимость:
- каютная, чел. 102
- палубная, чел. 110
Тип ГЭУ дизельная
Мощность ГЭУ 1 x 736
Тип движителя ВФШ
Тип успокоителей качки нет
Скорость в грузу, уз. 12,75
Дальность плавания, миль 2800
Автономность плавания, суток
Численность экипажа, чел 46
Вместимость насыпью, м3 170
Чистая грузоподъемность, т. 73
О теплоходе "Алушта"
Во-первых, отдадим судну-ветерану должное - оно дожило до года своего полувекового Юбилея в статусе пассажирского судна - таким пока не сможет похвастаться ни одно из его однотипных судов. Теплоходу "Алушта" в этом году должно было исполниться 50 лет с момента постройки судна и ввода его в эксплуатацию.
Во-вторых. Сегодня прочитал несколько новостей в Интернете о происшествии с теплоходом "Алушта". К сожалению, не везде правильно указаны различные технические и статистические данные судна, а некоторые факты и вообще не упомянуты нигде. Поэтому, совсем коротко напишу о некоторых фактах, связанных с судном.
Теплоход "Алушта" был построен в 1960 году на судоверфи им. "Г.Димитрова" в Варне (Болгария) и явился вторым судном типа "Алупка" (т.н. суда - "Ай-ай-айчики" или "Высокие Ай-ай-айчики"). В том же году теплоход "Алушта" был введен в эксплуатацию в составе пассажирского флота Черноморского Морского Пароходства, его портом-приписки стала Одесса. Изначальный тоннаж теплохода "Алушта" составлял 1002 BRT, длина - 63,8 метров (что на 80 см длиннее чем у головного судна), ширина - 9,3 метра, осадка - 3 метра, судно могло развивать скорость до 12,5 узлов.
Судно совершало внутренние регулярные и специальные пассажирские рейсы в Чёрном Море, его задачей была связь небольших населённых пунктов на Черноморском побережье с крупными портами. Так продолжалось до 1973 года, когда в первой половине 1970-х годов ввиду экономической неэффективности использования судов этого типа на пассажирских линиях Черноморского бассейна практически все из них (кроме двух) были выведены из состава флота пароходства и переведены в другие ведомства или даже на другие моря. Теплоход "Алушта" был переведен на Балтийское Море, его портом приписки стала Рига, а вот о том, в каком качестве и как эксплуатировалось судно мне неизвестно ничего.
В конце 1970-х годов следует передача судна одной из судоверфей Северодвинска и большой ремонт судна. Долгое время о теплоходе "Алушта" ничего не было известно и так продолжалось до начала 2000-х годов. В начале 2000-х годов теплоход "Алушта", наконец, выплыл из пелены неизвестности, окуты<вавшей его на протяжении двух десятилетий. Судно принадлежало той же судоверфи и в летний период времени совершало (только для граждан России) туристические рейсы по маршруту Северодвинск - Соловецкие Острова - Северодвинск. Не известно, или была возможность пассажирских проездов на судне по данной линии. К середине 2000-х годов на теплоходе "Алушта", очевидно, прошёл ещё один большой ремонт. Пассажировместимость судна на 2009 год составляла 86 человек.
Из построенных 12 судов данного типа, трёх судов (на 01.01.2010) уже не существует. О ещё четырёх (включая "Алушту") известно что они дожили до наших дней (по одному судну в Украине, в России (теплоход "Алушта"), в Азербайджане и за пределами СНГ). О судьбе пяти судов данного типа неизвестно ничего - их следы теряются в неизвестности.
В-третьих. Некоторые предварительные выводы о вероятности восстановления судна. В ряде новостных статей в Интернете написано о том, что судно выгорело изнутри полностью. Необходимыми условиями для возможности восстановления теплохода "Алушта", считаю, является в первую очередь то, не пострадал ли во время пожара двигатель судна и то, в каком состоянии он находился перед пожаром. Также важно и то, не привёл ли пожар внутри корпуса к конструктивной гибели судна.
Ян Пичиневский 11.02.2010