Дизель-электроход «Россия»
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Номер проекта 174
Страна постройки Германия
Место постройки Deutsche Werft, Гамбург
Год постройки 1938
Длина наибольшая, м 182
Ширина наибольшая, м 22,5
Высота борта, м 12,4
Осадка в грузу, м 7,11
Водоизмещение:
- порожнем, т. 12330
- в полном грузу, т. 18000
Дедвейт, т. 5670
Регистровая вместимость:
- валовая, т. 17870
- чистая, т. 9577
Пассажировместимость:
- каютная, чел. 792
- палубная, чел. 500
Тип ГЭУ дизель-электрическая
Мощность ГЭУ 5 x 2208
Тип движителя ВФШ
Тип успокоителей качки нет
Скорость в грузу, уз. 17
Дальность плавания, миль 12800
Автономность плавания, суток
Численность экипажа, чел 260
Вместимость насыпью, м3 10973
Чистая грузоподъемность, т. 2622
Год списания 1984
Разделка 1986
1. РОЖДЕНИЕ. АВАРИЯ. ПЕРВЫЕ РЕЙСЫ
К середине 1930-х годов заметно активизировался пассажиропоток между Германией и западным побережьем Южной Америки. Для этого был целый ряд предпосылок, и не в последнюю очередь – традиционно доброжелательное отношение к Германии со стороны южноамериканских стран. Немецкая судоходная компания «Hamburg-Amerika-Linie» (HAPAG) к этому времени (середина 1930-х годов) уже активно обслуживала «Западно-южноамериканскую линию» вдоль западного побережья Южной Америки, хотя работавшие там суда по многим показателям уступали судам, работавшим на главном направлении – из Германии в США.
Данное обстоятельство побудило руководство HAPAG к заказу для «Западно-южноамериканского» направления нового и современного пассажирского лайнера. Однако, как и в других странах, стратегические судоходные компании, подобные HAPAG, финансово очень сильно зависели от дотаций государства и зачастую строить новые суда могли только при его непосредственном финансировании. В связи с этим было принято решение о том, что новое судно, помимо транспортных функций, также должно удовлетворять репрезентативные потребности Третьего рейха. Иными словами, судно должно было представлять Германию за рубежом в красивых и позитивных тонах и демонстрировать ее высокий культурный и инженерный уровень.
Заказ на постройку судна был размещён на судоверфи «Deutsche Werft» в Финкенвердере (Finkenwerder – левобережный район в Гамбурге). Поскольку «Deutsche Werft» до того времени ещё не строила пассажирские суда такой величины, строительство этого лайнера для руководства судоверфи (директор – дипломированный инженер, доктор Виллиам Шольц) было серьёзной задачей. От закладки киля до ввода судна в эксплуатацию прошло всего 14 месяцев. Чтобы подчеркнуть величественно-патриотическую миссию судна, ему дали название «Patria» – «Родина» в переводе с латыни. После ввода судна в строй, «Patria» действительно стала лучшим пассажирским судном, соединявшим Европу и западное побережье Южной Америки.
Изысканно оформленные помещения I класса были рассчитаны только для 185 пассажиров, а туристический класс превосходил по своему комфорту и оснащённости I класс на целом ряде старых, тогда ещё эксплуатировавшихся, пароходах. Изящное и элегантное оформление общественных помещений обоих классов и кают категории «Люкс» спроектировал мюнхенский архитектор Максмихель Бош-Освальд. Выполнение работ произвели гамбургские и мюнхенские фирмы, специализировавшиеся по оформлению и архитектуре внутренних помещений. Оформление помещений туристического класса выполнила сама судоверфь. Помещения I класса были оборудованы калориферами, которые в случае необходимости работали как на кондиционирование помещений, так и на обогрев. При плавании на линии с постоянным пересечением экваториальной зоны и сменой климата в зависимости от широты это было очень практично. Особо стоит отметить тот факт, что все внутренние помещения на судне были оформлены в очень популярном тогда стиле Арт-Деко (Art-Deco), разновидности неоклассицизма. Крупнейшей и знаменитейшей постройкой в этом стиле считается «Empire State Building» – 102-этажный небоскрёб Нью-Йорка. Стиль Арт-Деко был очень популярен в первой половине XX века и даже вплоть до 1970-х годов.
Разделение судна всего лишь на два класса – первый и туристический – на то время было обусловлено общим разделением всего пассажирского флота на суда для публики «не торопясь поспешающей» (т.е. едущей по делам) и путешествующей, для которой второй класс трансформировался в туристический, и на суда для перевозки эмигрантов – основных потребителей 3-го и 4-го классов помещений. «Patria», равно как и все суда постройки периода Третьего рейха, ввиду идеологии правящей партии не имела помещений для перевозки эмигрантов, а лишь небольшие общие помещения, которые использовались для краткосрочной перевозки местных пассажиров между южноамериканскими портами.
По типу энергетической установки «Patria» была дизель-электроходом. Несмотря на более низкий КПД, на крупных судах, работающих в портах, где необходимы постоянные маневры и быстрое изменение подводимой мощности от минимальной к максимальной, такая система и до сих пор удобна и оправдана. Кроме того, электродвижение позволяет размещать судовую электростанцию в любом неудобном для других целей месте, что более рационализирует внутреннюю планировку, а благодаря дроблению мощности между несколькими двигателями техобслуживание и ремонт двигателей в рейсе становится более удобным. Такая система в 1930-е годы была опробована HAPAG-ом и успешно зарекомендовала себя на многих судах компании. В ноябре 1938 года два технических директора компании «Hamburg-Amerika Linie» писали об этой новой энергетической установке следующее: «Вопрос о двигателях судна был детально проработан. При паровой системе на этом судне объёмы для запасов горючего были бы практически вдвое б?льшими. Так как речь шла о длинных переходах, то в связи с этим судно должно быть значительно б?льшим, чтоб располагать увеличенным пространством для б?льших запасов горючего. Поэтому было принято решение в пользу дизельных двигателей и дизель-электрической приводной системы..».
Однако, не успев вступить в эксплуатацию, «Patria» оказалась «на волосок» от гибели. После проведения ходовых испытаний для осмотра винто-рулевого комплекса лайнер необходимо было поставить в док. Во время докования произошёл сбой при заполнении отсеков дока, и док вместе с находящимся внутри судном опрокинулся. Только небольшая глубина в районе дока (Гамбург – район Райерштиг) не позволила ему вместе с судном полностью лечь на борт. И док, и «Patria» в нём, наклонившись на 30 градусов, «застряли» в слое ила.
Первым рейсом дизель-электрохода «Patria» стал четырёхнедельный круиз по Североевропейским странам. По возвращении из этого круиза «Patria» стала на некоторое время представительским судном для Имперского правительства. На церемонию спуска на воду тяжёлого крейсера «Prinz Eugen» Адольф Гитлер пригласил венгерского главнокомандующего – адмирала фон Хорти. Супруга адмирала Хорти стала крёстной матерью крейсера, и в её честь «Patria» выполнила спецрейс, на котором также находились венгерская делегация и, как тогда говорилось, «высокие представители руководства партии (NSDAP), государства и вооружённых сил». Высокие гости посетили лайнер вечером 21 августа 1938 года в г. Киль. Следующим утром супруга Хорти «крестила» тяжёлый крейсер «Prinz Eugen». Затем «Patria» отправилась на военный парад в кильские фьорды, после чего на борту судна состоялся праздничный банкет с концертами знаменитых в то время оркестров «Elly Ney», исполнившего произведения Бетховена, Листа и Шуберта, и «Barnabas von Gеczy», обеспечивавшего танцевальную музыку. 23 августа в программе было посещение острова Гельголанд, и вечером «Patria» пришвартовалась в Гамбурге, где венгерские гости переселились в гостиницу «Atlantic».
Четырьмя днями позже, 27 августа 1938 года, «Patria» ушла в свой первый трансатлантический рейс из Гамбурга через Антверпен, Саутгемптон, Шербур, Кингстаун, Кристобаль, через 9 портов на западном побережье Южной Америки к Вальпараисо и Талькахуано. Порт Талькахуано «Patria» посетила только в своём первом рейсе. Для промежуточных переходов между портами вдоль Южноамериканского побережья, расположенными один от другого только в нескольких часах хода, можно было покупать билеты и палубным пассажирам, для которых на борту было три больших зала пребывания, собственная кухня, санузел и прогулочная палуба. Во многих посещаемых портах «Patria» была в центре внимания публики. Через два месяца после ухода в первый рейс судно вновь пришвартовалось в порту приписки. Продолжительность перехода из Гамбурга в Вальпараисо составляла 28 дней, из Шербура 25 дней. До начала II Мировой войны «Patria» оставалась лучшим судном на этом направлении, своего рода – лидером. С заполняемостью кают на «Patria» судоходная компания не имела особых забот. Поэтому руководство HAPAG задумало строительство однотипного судна. Однако один из членов наблюдательного совета, доктор Ринсберг (Dr. Riensberg), был против этого, и при решении в Берлине вопроса о строительстве однотипного судна своей личной настойчивостью привёл к принятию отрицательного решения.