Теплоход «Шота Руставели» («Assedo»)
Теплоход «Шота Руставели» был построен в 1968 году на верфи «Mathias Thesen Werft», Германия. На борту лайнера прекрасный интерьер: картины, гобелены и орнамент в грузинском стиле, светлые просторные каюты с душевыми кабинами, в большинстве из которых установлены сейфы. Для комфортных условий судно оборудовано стабилизаторами качки. Для отдыха пассажиров на корабле предусмотрено два бассейна и сауны, спортивный зал, массажный кабинет, спортплощадка на верхней палубе, кинозал, дискотека, семь баров с меню на любой вкус, а один из них ночной, казино, зал игровых автоматов, детский клуб, магазины, парикмахерская и медицинский пункт. Теплоход был построен по заказу Министерства морского флота СССР для Черноморского региона и считался четвертым в серии из пяти однотипных кораблей. Головным был лайнер «Иван Франко» построенный в 1964 году, затем были спущены на воду «Александр Пушкин» в 1965 году, «Тарас Шевченко» в 1966 году, за ним следовал «Шота Руставели» и завершал серию «Михаил Лермонтов» в 1971 году.
С июля 1968 года пассажирский лайнер «Шота Руставели» начал совершать круизные рейсы между портами Одесса и Батуми, а через два месяца вышел к берегам Великобритании. В порту Саутгемптон теплоход принимал на борт туристов и отправлялся в трехмесячный кругосветный круиз. Рейс пролегал через порты Лас-Пальмас, Сидней, Окленд, Папеэте и Панама. За такое длительное путешествии судно оставляло за кормой почти 26000 морских миль и пересекало Атлантический, Индийский и Тихий океаны, а также Тасманово и Карибское моря.
Пассажирское судно фрахтовалось различными зарубежными фирмами «Гранди Виаджи», «Италнорд», «Ориентурист», «Транстур» и другими. Гостями комфортабельного лайнера были туристы из республик Советского Союза, в том числе и выдающиеся личности - 20 августа 1973 года на теплоходе путешествовали Владимир Высоцкий, Марина Влади и ее два сына - Пьер и Волдемар.
Пожар на теплоходе "Шота Руставели". В ноябре 1990 года лайнер, совершая круиз "Trans Tour", шел из порта Александрия (Египет) в порт Валлетта (Мальта). Было 5 часов утра, когда вахтенный моторист заметил возгорание на коллекторе выхлопных газов одного из шести дизель, генераторов. Пока он поднялся доложить вахтенному механику, пламя охватило почти весь генератор, сработала пожарная сигнализация. Объявили общесудовую тревогу, начали выводить пассажиров к шлюпкам, и уже к 7.30 была достигнута готовность к эвакуации.
Тушение высокократной пеной произвести не удалось, т.к. из-за отсутствия электропитания пеногенератор не включился. Экипаж снес в машинное отделение все имеющиеся огнетушители, но их оказалось недостаточно. Было принято решение запустить пожарный насос, запитав его от аварийного дизель-генератора, но кабельная трасса, идущая от главного распределительного щита (ГРЩ) на аварийный распределительный щит (АРЩ), уже горела. Поэтому старший электромеханик срочно собрал всю электрогруппу и послал ее в помещение АРЩ, где кабель от ГРЩ отключили от шин АРЩ и подсоединили кабель, который протянули до пожарного насоса.
После запуска насоса пожар потушили морской водой. Оставалось всего полтора метра невыгоревшей кабельной трассы до топливных цистерн...
Судно легло в дрейф. На следующий день подошли два буксира и отбуксировали судно в порт Валлетта, где все пассажиры были высажены. Они продолжили круиз на другом судне ЧМП. А лайнер еще полтора месяца простоял на Мальте, пока его не отбуксировали в Неаполь и поставили в док. Там заменили ГРЩ, который выгорел почти весь, и все остальное оборудование, которое сгорело или пришло в негодность из-за попадания морской воды. При расследовании аварии было установлено, что виноватым оказался... Ильичевский СРЗ. При ремонте злополучного дизель-генератора была недостаточно плотно обжата крышка одного из цилиндров, и спустя некоторое время через прокладку пробило масло. На выхлопном коллекторе теплоизоляция не была доведена до конца, она заканчивалась за полметра до крышки. В результате масло, попав на горячую поверхность, возгорелось и начался пожар.
В 2002 году после завершения продолжительного ремонта в порту Севастополь теплоход с новым названием «Assedo» (в обратном порядке значит Одесса - порт приписки корабля), как собственность компании «Kaalbye Shipping Ltd Ukraine», начал совершать круизные рейсы по Черному, Средиземному и Карибскому морям, а также посещать порты Западной Европы.
Вскоре после длительных переходов техническое состояние лайнера «Assedo» ухудшилось и уже не соответствовало постоянно возрастающим международным требованиям, и 28 ноября 2003 года теплоход был отправлен для разделки на металлолом в индийский порт Alang.
Технические данные лайнера «Shota Rustaveli» («Assedo»):
Длина - 177 м;
Ширина - 23 м;
Осадка - 8,2 м;
Водоизмещение - 21275 тонн;
Количество палуб - 9;
Судовая силовая установка - два дизельных двигателя «Sulzer» типа 7RD76, мощностью 21000 л. с.;
Скорость - 20 узлов;
Количество пассажиров - 650 человек;
Экипаж - 100 человек;
IMO 6707753