Одесские катера
До 1991 года включительно прогулочные катера Одесского морского торгового порта были не только местом приятного времяпрепровождения в жаркие летние дни, но и выполняли роль городского транспорта. Например, добираться из района порта в Лузановку, пос. Котовского, на Ланжерон или в Аркадию чаще было быстрее и удобнее на катере, чем на наземном транспорте с несколькими пересадками.
Катера эксплуатировались на двух линиях: "Порт Одесса – Лузановка" (без заходов) и "Порт Одесса – Черноморка" с промежуточными остановками "Ланжерон", "Аркадия" и "Большой Фонтан" (16-я станция Большого Фонтана). В 60-е годы сюда добавился порт-пункт "10-я станция Большого Фонтана", а в 70-е годы – порт-пункты "Отрада", "Дельфин" и "13-я станция Большого Фонтана". Причалы в Аркадии, на Ланжероне, на 10-й ст. Большого Фонтана, 16-й ст. Большого Фонтана, в Черноморке и в Лузановке были построены как фундаментальные конструкции, выполненные с учётом зимних штормов и обледенений. Причалы в Отраде, на Дельфине и 13-й ст. Большого Фонтана были сезонными, они представляли собой временные конструкции, разбиравшиеся в зимний период времени. Причал на 13-й ст. Большого Фонтана просуществовал совсем недолго – уже с 1977 года он здесь не устанавливался и катера с тех пор больше никогда не подходили к берегу в этом месте. В середине 70-х годов интервал интервал движения катеров в летний период составлял 20-30 минут, а на участке Порт Одесса – Ланжерон – Аркадия даже до 15 минут (благодаря дополнительным рейсам на этом участке линии).
Начиная со второй половины 70-х годов катера работали на линии Порт Одесса – Ланжерон – Отрада – Дельфин – Аркадия – 10 ст.Большого Фонтана – 16 ст.Большого Фонтана – Черноморка с 40-минутным интервалом движения в летний период времени, и на линии Порт Одесса – Лузановка. Первая линия уходила от Одесского порта в южном направлении, а вторая – в северном. В мае и в сентябре катера не заходили в Отраду, в Дельфин и в Черноморку, конечным пунктом на линии южного направления становилась 16 ст.Большого Фонтана. В апреле и октябре работали линии Порт Одесса – Ланжерон – Аркадия и Порт Одесса – Лузановка. С ноября по март при нештормовых и тёплых погодах катера ходили только по линии Одесса – Ланжерон – Аркадия с интервалами движения 1 – 2,5 часа.
Кроме описанных линий существовала линия "Черноморка – Порт Ильичевск", обслуживавшаяся катерами Ильичевского морского порта. Также существовала паромная переправа через Сухой Лиман, она тоже обслуживалась Ильичевским портом. Эта линии обслуживались т/х "Анапа" и "Сокол" (тип "Аркадия"), "Одесский пионер" и "Рубин" (тип "Александр Грин"). Её северный причал находился на Одесском берегу Сухого Лимана ниже конечной остановки 27-го трамвая "Рыбный Порт", а южная конечная – уже на Ильичёвском берегу, у причалов базирования портофлота Ильичёвского порта.
Порт-пункты в Отраде и в Дельфине прослужили недолго – в последний раз судозаходы к их причалам производились в 1986 году. В 1991 году в связи с закрытием на ремонт катерного причала, катера перестали заходить на 10 ст.Большого Фонтана. Ещё в 1991 году этот причал был разобран и планировалось начать строительство нового – но этим планам уже не было суждено сбыться. А с 1993 года уже были выведены из эксплуатации и катерные причалы в Черноморке и на 16-й ст.Большого Фонтана. В 1993 году катерные причалы и портпункты оставались лишь на Ланжероне, в Аркадии и в Лузановке. Начиная с 1993 года катера стали ходить в основном только по линии "Порт Одесса – Аркадия" (без заходов). Навигация на этой, единственной оставшейся городской морской линии в Одессе с 1993 года производилась с мая по сентябрь, катера работали со средним интервалом движения в один час. В отдельные годы в середине 90-х годов в летний период выполнялись эпизодические рейсы по линии "Порт Одесса – Лузановка" и даже "Порт Одесса – Коблево" (без заходов, ночёвка в Коблево) и "Порт Одесса – Очаков" (без заходов, ночёвка в Очакове). К концу 90-х годов порт-пункт в Лузановке был закрыт, а сам причал пришёл в негодность и был разобран. К этому же периоду времени от причалов в Черноморке и на 10-й ст. Большого Фонтана оставались лишь остовы свай, в некоторых местах выступавшие из воды и представлявшие собой опасность для купающихся, и сохранившийся крупный фрагмент конструкции бывшего причала на 16-й ст.Большого Фонтана, который, впрочем, также не подлежал восстановлению.
В середине 90-х годов у oдесских прогулочных катеров основным стал популярный вид деятельности: 45-минутные – 1-часовые морские прогулки по Одесскому заливу. Дело в том, что после того как работа на линиях была сильно сокращена и многие причалы были закрыты, для ряда катеров не находилось никакого применения. Но большинство из них ещё оставалось в портофлоте, т.к. были надежды на обратимость происходящих процессов. Естественным образом нашлось альтернативное применение – морские прогулки продолжительностью по 45 минут – 1 час с интервалом отправления в полчаса – 1 час. В ходе таких прогулок катер отходил от катерного причала, выходил из порта и направлялся в южном направлении. Пройдя на удалении от берега мимо Ланжерона и Отрады, где-то в районе Дельфина выполнялся поворот в сторону открытого моря, а затем – следование обратным курсом назад, в Одесский порт. Ранее, в 60-80х годах такие прогулки выполнялись по вечерам (обычно в 18:00 и в 20:00) из Аркадии, реже и от 16-й станции. Постепенно в силу ряда обстоятельств такие прогулки сделались самым популярным видом работы катеров, и в основном, именно благодаря такому их применению, впоследствии оказалось возможным сохранить несколько катеров в эксплуатации.
На рубеже 1990-х и 2000-х годов начинаются эпизодические заходы катеров на Ланжерон. Количество рейсов на линии "Порт Одесса – Аркадия" (без заходов) сокращается до 3-4 в день. В это время техническое состояние остававшихся катерных причалов в Аркадии и на Ланжероне резко ухудшилось, пассажирские операции с ними становились небезопасными. Ремонт этих причалов был бы уже недостаточным, а на строительство новых причалов средств уже не было. Последний год, в котором катера подходили к катерному причалу в Аркадии был 2002, а на Ланжероне – 2003. Впоследствии, для обеспечения безопасности купающихся, причал в Аркадии был разобран (по состоянию на 2007 год). Причал на Ланжероне ещё больше обветшал и от него оставался лишь остов металлической конструкции (по состоянию на 2007 год). Впоследствии был разобран и он (по состоянию на 2009 год). От прежних катерных причалов на Ланжероне и в Аркадии не осталось ничего. Однако порт-пункты в Аркадии и на Ланжероне закрыты не были. Для обслуживания катеров в Аркадии был соответствующим образом оборудован волнорезный пирс на южной оконечности пляжа. Он может принять один катер со своей левой стороны (если смотреть в сторону моря). Аналогичным образом и на Ланжероне был оборудован волнорезный пирс, находящийся немного южнее бывшего катерного причала. Он также может принять один катер со своей левой стороны (если смотреть в сторону моря).
В настоящее время катера выполняют 45-минутные – 1-часовые морские прогулки от катерного причала Морского вокзала Одессы с выходом в открытое море, частота отходов зависит от времени года и погоды и составляет от одного отхода каждые полчаса (летом), до одного отхода в день (осенью). С начала лета до начала сентября катера работают на пассажирской линии "Порт Одесса – Аркадия". Отходы от катерного причала Морского вокзала производятся ежедневно в 12:00, 14:00, 16:00 и в 18:00. Отходы из Аркадии также ежедневно в 13:00, 15:00, 17:00, 19:00. Эпизодические заходы выполняются и на Ланжерон: катер "Генуя" с начала лета до конца августа выполняет без расписания до четырёх рейсов в день (в зависимости от дня недели, погоды и спроса) по маршруту "Порт Одесса – Ланжерон". Кроме катерных причалов в Одесском порту на территории Одессы катера могут причаливать и выполнять пассажирские операции только в портпунктах "Аркадия" и "Ланжерон". Другие причалы не сохранились.
Первоначально линии обслуживались старыми катерами "Капелла", "Пётр Лукомский" и "Прут", тремя катерами среднего класса типа "Алмаз" и полутора десятками малых катеров типа "Аркадия". Позже, в 60-е годы, был получен большой катер типа "Май" (переделанный в пассажирский катер небольшой грузовой теплоход типа "Ильичевск"). Ещё позже к ним присоединился серийный катер среднего класса типа "Радуга". "Пётр Лукомский" в 1964 году был переведен в Ялту (в 60-е годы автор сайта "Одесса на колёсах" встретил на причале "Большой Фонтан" в Одессе катер "Петр Лукомский" до того как это судно было переведено в Ялту).
Начиная с 1970 г. старые катера заменялись на новые 200-местные большие катера типа "Александр Грин". Изначально было получено 19 таких катеров. Ещё в 70-е годы один из них ("Одесский Пионер") был переведен в Ильичёвск, а в 80-е годы другой такой катер ("Валенсия", бывш. севастопольский катер "Спартак") был переведен в Одессу из Севастополя. Наконец, в первой половине 80-х портофлот Одессы пополнился прогулочным катамараном "Хаджибей", а во второй половине 80-х – большим катером "Молдова"(типа "Евпатория"), однако оба эти судна на регулярных линиях не ходили, а выполняли только прогулки, экскурсии, банкетные и специальные рейсы.
Катер "Севастополь" изначально отличался от других катеров улучшенным интерьером салона и до распада СССР был региональным представительским судном. Рейсов с обычными пассажирами или туристами в этот период на нём не выполнялось.
В разное время в 70-е и в 80-е годы несколько катеров ("Анатолий Бендиченко", "Варна", "Капитан Дудэ" и "Григорьевка") были перестроены в служебные катера портофлота. В ходе ремонта суда оборудовались специальной носовой платформой, позволявшей подходить носом к стоящим на рейде судам и, таким образом, производить транспортировку членов экипажей или служащих порта между причалами Одесского порта и флотом, стоящим на рейде. В результате ремонта у этих катеров претерпевала изменения также и носовая часть переднего салона. Служебные катера портофлота иногда совершали рейсы с пассажирами по линии "Порт Одесса – Лузановка", а с 1993 года и по линии "Порт Одесса – Аркадия".
Сильное подорожание горючего и цен на билеты в начале 90-х годов привели к резкому падению спроса на внутригородские морские перевозки вдоль побережья Одессы. Пoсле значительного сокращения линейного движения катеров и закрытия большинства порт-пунктов (в начале 90-х годов) требовалось уже не больше трети от прежних двух десятков катеров, и началась их постепенная реализация частным владельцам как в Украине, так и за границей. Несколько катеров было переведено в ВМФ Украины. Ещё в первой половине 90-х годов Одессу оставили катера "Марсель", "Оулу", "Гавана", "Яша Гордиенко", "Балтимор", "Ливерпуль" и "Валенсия" (бывш. "Спартак"). Во второй половине 90-х постепенно ушли катера "Григорьевка", "Олег Вольвач", "Сегед", "Констанца", "Капитан Дудэ" и "Анатолий Бендиченко".
После распада СССР с катера "Севастополь" был снят представительский статус и он стал совершать рейсы по пассажирской линии "Порт Одесса – Аркадия".
После 1993 года "Молдова", самый современный одесский катер, отправилась на Ближний Восток для выполнения прогулочно-экскурсионных рейсов под фрахтом тамошних туристических фирм. В 1996 году судно затонуло в районе Синайского полуострова, позже было поднято и продано за пределы Украины. В первой половине 2000-х годов в Ильичёвске обнаружился катер "Балтимор". Он перестроен до неузнаваемости – очевидно что модернизация его конструкции повлекла повышение класса морского регистра, в результате чего судно может совершать любые морские переходы как настоящая морская яхта. Бывший катер принадлежит частным судовладельцам и сохранил своё прежнее название – "Балтимор" (на 2004 год). В середине 2000-х годов в Практической гавани Одесского порта обнаружился катер "Ливерпуль". Он также сильно перестроен. Теперь это – тоже прогулочная яхта, принадлежащая частной фирме. Нзвание и этого бывшего катера также не изменилось – судно называется "Ливерпуль" (на 2006 год). В 2002-2006 гг. под именем "К. Дудэ" в Практической гавани Одесского порта вне эксплуатации ржавел неизвестный катер. Он совершенно не соответствовал "подлинному" катеру "Капитан Дудэ", переделанному ранее в служебный катер портофлота. По внешним признакам это мог быть и "Олег Вольвач", но точной информации о том, что это за катер нет. Совершенно ничего не известно и о судьбе других катеров, которые по состоянию на 1991 год находились в Одесском портофлоте но были из него выведены в период между 1992 и 2000 годами. Можно лишь сказать, что в Одесском регионе их больше нет. Между 1998 и 2000 годами катер "Варна" был переименован в "Валенсию".
В настоящее время из флота в 20 катеров осталось только 6: "Сплит", "Генуя", "Ванкувер", "Иокогама", "Валенсия" (бывш. "Варна") и "Севастополь" а также катамаран "Хаджибей". Катер "Валенсия" (бывш. "Варна"), как говорилось выше, способен подходить к судам, стоящим на рейде.
Ноябрь 2009 года Вадим Зыкин и Ян Пичиневский