Главная » 2010 » Август » 8 » Возрождение ЧМП - миф или реальность?
03:17 Возрождение ЧМП - миф или реальность? | |
Возрождение ЧМП - миф или реальность? Знаете ли вы, что в Черном море больше нет ни одного судна под украинским флагом? Вернее, есть только одно– учебный комплекс "Лесозаводск”, стоящий у берега со снятыми двигателями. Триста с лишним судов Черноморского морского пароходства можно увидеть только в музее флота. Сами же они за последние десять лет были проданы за долги пароходства, переданы в оффшорные компании, арестованы в зарубежных портах – с новыми иностранными именами они предпочитают стороной обходить родной порт. Самое прибыльное и мощное предприятие морской отрасли государства превратилось в легенду, а причины банкротства хранятся в тайне до сих пор. Вернее, версий очень много, но правду не говорит никто. Так же как никто не понес наказания за все те безобразия и преступления, которые творились и продолжают твориться в ЧМП. Уже давно стала притчей во языцех известная афера с выводом самых рентабельных судов ЧМП в оффшорные зоны. В 1995-1996 годах с целью недопущения ареста и продажи с аукционов было принято решение о передаче группы рентабельных судов в оффшорные компании, по принципу "одно судно – одной компании”. В общей сложности было создано более 200 таких корпоративных компаний при участии иностранного капитала. Тогда государством ставилось условие – все суда должны находиться в управлении ГСК ЧМП, а прибыль от их деятельности направляться на вывод пароходства из кризиса. Но этого не произошло…Задекларированные "благие намерения” (недопущение ареста судов) фактически прикрывали многочисленные нарушения и злоупотребления, как-то: списание несуществующих или сомнительных долгов иностранных кредиторов, использование денежных средств пароходства без ведома и согласия органов государственной власти. Более того, фактически управление судами раздробили между менеджерскими компаниями, которые не подчинялись ЧМП. И за пароходством, которое давно уже не имеет достаточных оборотных средств, равно как и источников их пополнения, остались большие долговые обязательства. Ситуация с разбазариванием Черноморского морского пароходства влиятельными государственными чиновниками привела к вмешательству контролирующих и правоохранительных органов. Причем Фонд госимущества и Министерство транспорта Украины не контролировали использование судов, что привело к недополучению Госбюджетом Украины денежных средств, полученных от эксплуатации украинских судов иностранными оффшорными предприятиями. Одной из таких компаний стала акционерная холдинговая компания "Си Трайдент” в г. Киеве, которой вопреки законодательству Украины постановлением Кабинета Министров от 03 июля 1999 года №1181 была передана наибольшая часть флота г. Одессы на сумму более $500 млн. якобы с целью повышения эффективности его использования и погашения долговых обязательств ЧМП. К сожалению, компания "Си Трайдент” не способствовала улучшению финансово-хозяйственной деятельности, а наоборот занималась реструктуризацией кредитных линий путем продажи флота, принадлежавшего пароходству. Деятельность вышеуказанной компании широко не афишируется, видимо, потому что не выгодно говорить правду, поскольку планомерная распродажа флота нужна отдельным господам, но никак не государству. На такой процедуре наживаются чиновники, и это ни для кого уже не является секретом. На сегодняшний день в компании "Си Трайдент” и ее коммерческих структурах переданных ей судов почти не осталось. Согласно письму ГКРУ от 29 декабря 2003 года № 06-11/648 за четыре года данная компания продала более 35 судов (большую часть полученного флота!) и вроде бы заплатила свыше $150 млн. по долговым обязательствам ГСК "ЧМП”. При этом компания не имеет документов, подтверждающих фактическое использование кредитов и природу возникновения долгов пароходства перед иностранными компаниями. В связи с этим возникают вопросы к соответствующим органам: куда подевался государственный флот, который должен находиться в акционерной компании "Си Трайдент”, и на что потрачены государственные средства, если в данный момент ГСК "ЧМП” находится на грани банкротства? Уверена, что для многих ответ очевиден. Под "чутким руководством” Минтранссвязи и Государственного департамента морского и речного транспорта Украины акционерная компания "Си Трайдент” уклонялась от уплаты общеобязательных платежей в бюджет, от деятельности оффшорных компаний за пределами Украины, отмывала деньги с помощью сомнительных схем и готовилась к приватизации. В настоящий момент дело ГСК "ЧМП” находится в хозяйственном суде. Председатель хозяйственного суда Одесской области Валентин Продаевич утверждает, что еще в апреле нынешнего года он обратился к Президенту Украины и секретарю Совета национальной безопасности по поводу банкротства Черноморского морского пароходства. В связи с этим 15 апреля 2005 года Виктор Ющенко поручил Премьер-министру Украины и секретарю Совета национальной безопасности и обороны проанализировать хозяйственно-финансовую деятельность пароходства и принять незамедлительные меры по восстановлению деятельности ЧМП, стабилизации экономической обстановки и недопущению дальнейшего отчуждения активов компании. Однако до сих пор ситуация не изменилась. Вышеуказанное поручение главы государства не выполнено, равно как не приняты меры по возобновлению финансово-хозяйственной деятельности ГСК "ЧМП” со стороны Министерства транспорта и связи Украины. На этот счет судьей Л.И. Грабован в соответствии с Законом Украины "О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом” в адрес Министерства вынесено отдельное решение. Представители судейского корпуса отмечают, что арбитражный управляющий – распорядитель имущества должника некий г-н Халус, назначенный по предложению прежнего руководства Минтранса и Минэкономики, за время рассмотрения дела показал себя неквалифицированным специалистом, однако был повторно предложен в качестве руководителя санации предприятия. Не исключено, что кому-то, в том числе высоким должностным лицам, не выгодно возобновление платежеспособности должника, недопущение его банкротства и оздоровление финансового состояния. Преднамеренное уклонение от выполнения поручения первого лица государства является препятствием в сохранении государственного имущества, возобновлении деятельности ГСК "ЧМП”, стабилизации его финансово-экономического состояния, возвращении Украине отчужденного морского флота. Известно также, что ЧМП не только должник, но и значительное количество средств пароходство само давало в кредит. Так, по информации, только "Укрзалізниця” должна 800 млн. грн. пароходству за полученные контейнеры. Еще пример. В марте 2001 года Одесский хозяйственный областной суд вынес решение о признании недействительной сделки между ЧМП, ООО "Видимекс” (Киев) и ЗАО "Ватан” (Уфа) о сотрудничестве в сфере финансовых операций. По условиям договора, ЧМП передало в оперативное управление ООО "Видимекс” и ЗАО "Ватан” денежные средства, находящиеся на его счетах во Внешэкономбанке. А коммерческие фирмы обязались разблокировать эти средства и принять их в управление в виде векселей Внешэкономбанка (Россия) и заключить под них договоры с поставщиками сырой нефти и нефтепродуктов. Были заключены договоры об уступке права требования о всех денежных средствах ГСК "ЧМП”, находящихся в банковских учреждениях России. ОАО "Государственный экспортно-импортный банк Украины” подтвердил наличие на заблокированных счетах ЧМП во Внешэкономбанке СССР более 64 млн. долларов, которых вполне было бы достаточно, чтобы погасить всю кредиторскую задолженность и прекратить дело о банкротстве. Но чем больше информации попадало в поле зрения суда, тем сильнее становилось противостояние чиновников Минтранса. Хотя президент ЧМП Евгений Кожевин утверждает обратное. По его словам, Минтранс инициировал реструктуризацию долгов пароходства. Как сообщил журналистам на пресс-конференции 6 декабря 2005 года г-н Кожевин, межведомственная комиссия по изучению конкретных путей реанимации пароходства, возглавляемая заместителем министра транспорта и связи Павлом Рябикиным, подготовила концепцию возрождения компании, которая впоследствии была представлена на рассмотрение СНБО. По его словам, данная концепция в первую очередь предполагает прекращение арестов имущества пароходства. По информации Евгения Кожевина, из 54 объектов, являющихся сейчас собственностью ЧМП, дела 37 из них рассматриваются в суде. Также журналистам стало известно, что в этом году Высший хозяйственный суд отклонил иск египетской фирмы "Банкомар” к ЧМП на 22 млн. дол. и выигран судебный процесс в Египте , в результате чего отклонен еще один иск на 70 млн. Как бы то ни было, но украинские корабли до сих пор бороздят морские просторы под чужими флагами, основные виновники развала самой сильной морской компании страны остаются безнаказанными, а государство ничего не может с этим поделать. Проблему восстановления украинского флота, в частности ЧМП, постоянно поднимал в своих депутатских запросах народный депутат Украины Юрий Карамзин. Под последним его обращением в Генеральную прокуратуру Украины поставили свои подписи более 300 жителей города Ильичевска – бывших сотрудников ЧМП и членов их семей. Эти люди до сих пор надеются, что правда восторжествует. Они верят, что Одесса не окраина, а граница, форпост, неприступная крепость и опора новой власти. Эти люди также знают, что окончательная смерть ЧМП выгодна тем, кто мечтает под обломками предприятия похоронить свои криминальные дела, творившиеся последние десять лет. Моряки, поставившие свои подписи под обращением, верят, что прокуратура узнает, кто украл имущество государства и где находятся "живые” суда, принадлежавшие некогда пароходству. ВЫХОД ИЗ ТУПИКА Еще два года назад тема ЧМП постоянно муссировалась в Верховной Раде Украины. Назывались суммы задолженности в сотни миллионов долларов, в том числе по зарплате. Череда более или менее компетентных президентов ГСК "ЧМП” сменяла друг друга, активы ЧМП таяли, долги росли. Когда стало известно, что Евгений Никандрович Кожевин, занимавший должность заместителя начальника Одесской железной дороги, назначен новым президентом ГСК "ЧМП”, то журналисты спросили его: "По этому поводу нужно поздравлять или сочувствовать?”– и услышали в ответ: "Время покажет”. Ситуация складывалась непросто. В ноябре 2004-го назначение – и сразу выборы президента, смерть министра транспорта и связи, смена руководства страны. До мая 2005 года пришлось доказывать, что ЧМП стране нужно хотя бы для того, чтобы его долги не были обращены на всю Украину (вспомните аресты наших самолетов в Канаде и Египте). Новый генеральный директор компании Е.Н. Кожевин выяснил позиции зарубежных кредиторов и структуру долговых обязательств внутри Украины. Наиболее результативным подразделением ЧМП оказался юридический отдел. Анализ исковых претензий и прочих документов позволил снизить реальный объем задолженности ЧМП до 280 млн. Было выиграно несколько дел, тянувшихся годами. Началось погашение долгов по зарплате. В мае 2005 года Президент Украины подписал поручение о возрождении ЧМП. А лично сказал президенту ЧМП так: "Не знаю, как скоро ЧМП начнет приносить прибыль, но с каждым месяцем я слышу о его проблемах все меньше, и мне это нравится”. К середине лета полностью определилась ситуация с кредиторами ЧМП. Со всеми внешними кредиторами были достигнуты договоренности об отказе от претензий либо выиграны дела в суде. По внутренним кредиторам определилась окончательная величина задолженности ЧМП – 56 млн. грн. Пять кредиторов. Самый крупный – ”Кастрол” (Германия) – 3,8 млн. долларов США , второй – компания "УКРТАНКЕР”, задолженность 18 млн.грн. Тем не менее новое руководство судоходной компании уверено, что восстановление возможно. Об этом сообщил 17 марта нынешнего года в ходе пресс-конференции президент ГСК "ЧМП” Евгений КОЖЕВИН. Он отметил, что одним из путей возрождения транспортной базы компании является "бербоу– чартер” – временная аренда судов. В частности, одним из вариантов подобного решения являются суда Дальневосточного пароходства (Российская Федерация). Также специалисты ЧМП рассматривают вариант постройки собственного флота. Евгений КОЖЕВИН отметил, что "можно договориться с городом Николаевом”, так как "в связи с всплеском фрахтового рынка у зарубежных судостроителей заказы расписаны до 2009 года”. Третьим вариантом создания собственного флота президент компании назвал покупку "сэконд-хэнда” – судов, которые уже отработали определенный срок. Средства на реализацию проекта компания может получить из-за рубежа. Президент ГСК сообщил, что с предложением о кредитовании уже выступили представители РФ. "Россия предложила до $100 млн. сроком на 10 лет под 6% годовых”, – отметил он. Кроме того, "с более выгодным предложением” выступили англичане, а сам факт их заинтересованности, по мнению президента компании, говорит о том, что "не все забыли о существовании марки "BLASCO”. Евгений КОЖЕВИН подчеркнул, что в этом вопросе важно "само мнение финансистов, работающих в сфере кредитования шиппинга”, которые оценили потенциальные возможности ГСК "ЧМП”. О.Нестерова 15.05.2007 Читайте так же на нашем сайте авторскую статью Владимира Владимирова
"Возрождение ЧМП возможно!" http://ships.at.ua/blog/vozrazhdenie_chmp/2010-08-30-7 | |
|
Всего комментариев: 0 | |