Турбоход "Максим Горький"
14 октября из Венеции в прощальное средиземноморское плавание под нынешним именем отправился известный мировой круизный лайнер «Максим Горький». 22 октября курсом из Трабзона в Ялту во второй раз в истории на 8 часов с 8 до 16 лайнер зашел в грузинский порт Батуми, вечером и ночью 23 октября «Максим Горький» проследовал вдоль берегов Абхазии и России, 23 октября с 14 до 23-30 посетил Ялту, а утром 24 октбря прибыл в Севастополь - город российской морской славы, где пробудет сегодня до 18 часов.
До Севастополя теплоход посетил порты Закинтос в Греции и Стамбул, Синоп и Трабзон в Турции, Батуми - в Грузии и Ялту, завтра - Одесса (25.10 с 8 до 23), после чего, порты Румынии, Болгарии, Греции, Хорватии, Черногории, Турции, Ливии, Мальты, Италии, Сирии, Кипра, Египта, Албании. Завершится гала-путешествие 30 ноября в Венеции. На борту лайнера находятся 650 туристов из Западной Европы, преимущественно из ФРГ.
Турбоход «МАКСИМ ГОРЬКИЙ» был построен в ФРГ в 1969 году под названием «ГАМБУРГ» для трансатлантической линии Гамбург-Нью-Йорк. В связи с резким повышением цен на топливо в начале 1970-х корабль оказался нерентабельным и в 1973 году был продан другой немецкой компании для выполнения круизов и переименован в «ГАНСЕАТИК». У нового владельца корабль также оказался нерентабелен и был выставлен на продажу. В 1973 году с участием теплохода (под названием «Британник») был снят фильм «Джаггернаут», а в 2003 году кадры с «Максимом Горьким» из этого фильма были использованы при создании фильма «Последний круиз».
Капитан С.Л. Дондуа
В начале 1974 года корабль был приобретен Советским Союзом и передан в Черноморское морское пароходство (ЧМП) (г. Одесса) для эксплуатации в качестве круизного лайнера. С введением «Максима Горького» в советский флот в 1974 году он сразу становится флагманом ЧМП и одним из двух флагманов советского пассажирского флота наряду с теплоходом «Михаил Лермонтов» Балтийского пароходства. С 1974 по 1986 год теплоходом командовал лучший капитан Черноморского морского пароходства Сергей Леванович ДОНДУА.
Почти с момента приобретения «Максим Горький» был передан во фрахт самой крупной немецкой круизной компании «Неккерманн», с которой он завоевал бешеную популярность на немецком рынке, а с 1988 года был передан на 20 лет во фрахт другой немецкой компании «Феникс», таким образом, на борту советского лайнера находилась в основном немецкая публика и он очень редко заходил в советские порты.
В июне 1989 года лайнер под руководством капитана Марата Султановича Галимова попал в ледовое поле у берегов Шпицбергена и получил значительные пробоины. Чудом, благодаря отверженной работе экипажа удалось избежать жертв и оставить корабль на плаву, после чего он был отбуксирован в Германию и подвергнут дорогостоящему ремонту. А уже в декабре 1989 года у берегов Мальты на лайнере состоялась встреча Президентов СССР и США М.Горбачева и Дж.Буша-старшего.
В конце 1991 г. "Совкомфлот" (Россия) незаконно оттяпало у ЧМП большое количество судов в том числе и знаменитый лайнер "Максим Горький" при обстоятельствах, по сути близких к рейдерскому захвату судов. Произошло это в последнюю неделю существования СССР.
Теплоход, к слову сказать, в то время направлялся в территориальные воды новой морской державы Украины, но его придержали в Стамбуле, пустили кружным путем в Ленинград, сняли без ведома ЧМП с учета в Одесском порту, перерегистрировали на багамсккую столицу Нассау.
В начале 1992 года на теплоходе советский флаг был заменен на багамский, с трубы исчез серп и молот и она была перекрашена в цвета российского флага а имя «Максим Горький» заменено на латинское «Maxim Gorkiy». Взамен судов, ЧМП получило 18% акций. То есть, суда эксплуатировались "Совкомфлотом", но числились за ЧМП, все расходы по их приобретению и содержанию несло ЧМП. В хаосе первого года независимости процент акций ЧМП в "Совкомфлоте" был загадочным образом понижен до 1,4%, то есть практически до нуля. При этом суда ЧМП, находившиеся в "Совкомфлоте", не вернули. Компенсации за незаконное изъятие у ЧМП десятка лучших судов и незаконную их эксплуатацию в том числе и "Максима Горького" от российской стороны так и не поступило.
С 1992 года лайнер под управлением российской компании «Совкомфлот» стал флагманом российского пассажирского флота и остается им на протяжении 17 лет по сей день до конца 2008 года. В конце 2005 года труба лайнера была перекрашена в зеленый цвет с логотипом компании «Феникс», а бортовые линии и звезда перекрашена с красного цвета в зеленый. В настоящее время навигационный экипаж на турбоходе российский, в основном из Санкт-Петербурга. Ресторанное, каютное обслуживание и машинное отделение осталось в основном украинское, со времен работы флагмана в составе ЧМП. На протяжении последних 10 лет капитанами лайнера являются Александр Борисович Носко (европейские круизы) и Владимир Прокофьевич Якимов (кругосветные переходы), оба с балтийского флота.
Турбоход «МАКСИМ ГОРЬКИЙ» заканчивает эксплуатацию во фрахте немецкой компании «Феникс Райзен» 30 ноября 2008 года в Венеции. В августе 2008 года было объявлено о продаже корабля по завершению последнего круиза американской компании «Оrient Lines». Из Венеции корабль проследует в Грецию, где будет произведен дорогостоящий ремонт, изменен цвет нижней части корпуса на темно-синий, а название «Максим Горький», которое он носил на протяжении 35!!! лет, дольше, чем какой-либо другой пассажирский корабль за всю историю советского пассажирского флота и с которым он стал известен во всем мире, к сожалению, будет изменено на «MARCO POLO II» и с апреля 2009 года лайнер, преимущественно с американскими туристами, начнет круизы в Средиземном море. Навигационное обслуживание новый владелец планирует оставить под руководством российским штурманов, машинное отделение – с украинскими квалифицированными специалистами, а ресторанное и каютное обслуживание будет заменено на филиппинских работников.
Завтра, в субботу, 25 октября 2008 года лайнер "Максим Горький" выполнит свой последний заход на постсоветском пространстве - в свой бывший порт-приписки (1974-1991), Одессу. Энтузиасты Одесского городского транспорта будут также участвовать в прощании с прославленным лайнером.
Одесса - последний порт на постсоветском пространстве, посещаемый этим лайнером.
29 января 2009 года из аэропорта Одесса на Кипр в порт Лимасол отправилось 11 членов экипажа тб/х «Максим Горький (в основном члены машинной команды) для замены оставшегося экипажа и сопровождения судна к месту его разделки на металл. В это же время такая же группа и с той же целью вылетела из санкт Петербурга. 30 января обе группы прибыли в Лимасол и там сменили находящийся на судне экипаж. Вся команда состояла из 33 человек, 17 человек в машине, 14 на палубе и 5 человека обслуги. И начался наш последний рейс. На судне так же присутствовал представитель Индийской компании купившей это судно на металлолом.
Круизный лайнер "Максим Горький" выбросился на пляж в Аланге (Индия) вчера утром, 26 февраля 2009 года. В ближайшие несколько месяцев здесь будет происходить разделка этого судна на металлолом.
"Максим Горький" полностью разделан на металлолом
В Аланге (Индия) на рубеже сентября и октября 2009 года была полностью завершена разделка на металлолом бывшего турбохода "Максим Горький". Такого судна больше не существует.
IMO 7301221