Турбоход «Saxonia» (позднее — «Леонид Собинов») являлся головным судном серии состоявшей из четырех лайнеров: «Saxonia», «Ivernia», «Carinthia» и «Sylvania». Киль лайнера заложили 8 января 1953 года на верфи «John Brown & Company, Limited» в Clydebank, Шотландия. 17 февраля 1954 года судно спустили на воду, а 18 августа того же года оно успешно прошло ходовые испытания, развив скорость 22,1 узла. В свой первый рейс из Ливерпуля в Квебек и Монреаль турбоход вышел 2-го сентября 1954 года. Судно строилось по заказу старейшей английской судоходной компании «Cunard Line» для линии Ливерпуль — Восточная Канада. Однако с 19 июня 1957 года лайнер начал совершать рейсы в Канаду из порта Саутгемптон.
Технические данные судна: валовая вместимость — 21637 б.р.т. (в процессе эксплуатации, в результате модернизаций, валовая вместимость изменялась дважды и составляла — 22592 и 21370 б.р.т.), длина — 185,4 м, ширина — 24,49 м, осадка — 8,90 м. Силовая установка — паровые турбины суммарной мощностью 24500 л. с. Два гребных винта, скорость эксплуатационная — 19,5 узла максимальная — 22,1 узла. Пассажирская вместимость в 1957 году составляла 944 человека (125 человек в первом классе и 819 человек в туристическом классе). Суда имели по одной высокой цилиндрической формы дымовой трубе с черным сферическим куполом, одну мачту, пять грузовых трюмов до переоборудования и двенадцать спасательных шлюпок.
Все четыре однотипных судна совершали регулярные рейсы в Восточную Канаду с интервалом в 7 дней из конечных пунктов. В летние месяцы они заходили в порты Квебек и Монреаль, а в зимний период, когда залив Святого Лаврентия замерзал, следовали в порты Галифакс и Нью-Йорк. До конца 50-х годов суда были успешными и приносили доход компании «Cunard Line». Однако в конце 50-х и начале 60-х годов пассажиры стали отдавать предпочтение авиации. С июня 1962 года компания ощутила реальные финансовые потери, было принято решение переоборудовать два лайнера — «Saxonia» и «Ivernia» в круизные суда.
Модернизационные работы продолжались с конца 1962 по середину 1963 года. Во время реконструкции на месте двух кормовых трюмов оборудовали вместительный музыкальный салон с баром, плавательный бассейн и лидо-бар. Переоборудовали общественные пассажирские помещения и пассажирские каюты, оборудовав их низконапорной системой кондиционирования воздуха, обеспечивавшей комфортабельность благодаря бесшумности вентиляционной системы. Дизайн всех помещений выполнили в классическом английском стиле.
После переоборудования пассажирская вместимость уменьшилась до 117 человек в первом классе и 764 человек в туристическом классе, количество спасательных шлюпок увеличили до 14 единиц. Суда начали классифицировать как суда с помещениями одного класса, и все пассажиры могли беспрепятственно посещать помещения первого и туристического класса. После реконструкции корпус покрасили в светло-зеленый цвет подобно кунардовской «зеленой королеве» — «Caronia». Название лайнеров изменили: «Saxonia» стала «Carmania», а «Ivernia» — «Franconia».
12 января 1969 года во время круиза в Карибском море «Carmania» села на мель, и всех пассажиров пересадили на лайнер «Flavia». Лайнер же отбуксировали в Майями для выполнения месячного докового ремонта. В мае того же года судно столкнулось с советским сухогрузом «Фрунзе», однако, авария не принесла больших повреждений. Основными эксплуатационными проблемами для судовладельцев являлись постоянные замечания портовых властей США из-за несоответствия судов все возраставшим требованиям безопасности и санитарным нормам, предъявляемым к пассажирским судам, перевозившим американских пассажиров из портов США.
В 1971 году между компанией «Cunard Line» и Национальными морскими профсоюзами возник конфликт, и суда оставались на приколе в портах Саутгемптон и Ливерпуль. Моряки требовали повышения заработной платы и улучшения условий прибывания на судне. Проблема заключалась в том, что только специалисты палубной и машинной команды имели штатные каюты, в то время как работники пассажирской службы и службы ресторана (Hotel Department) обитали в кубриках и на твиндеках, а оплата их труда оценивалась чаевыми, получаемыми от пассажиров.
В 1972 году суда поставили на отстой на реке Fal, где они находилось совместно с турбоходом «Southern Cross», принадлежавшим компании «Shaw Savill Line». Все три судна были выставлены на продажу.
В августе 1973 года оба «кунардовских» турбохода купило Министерство морского флота СССР для Дальневосточного морского пароходства и передало в аренду совместной англо-советской компании СТС, базировавшейся в Лондоне. Перед приемкой судов на заводе «Swan Hunter» (South Shields) был выполнен малый профилактический ремонт основных механизмов с целью продления документов классификационным обществом Ллойд на годность судов к плаванию. Во время ремонта часть кладовых и некоторые складские помещения были переоборудованы в каюты и санитарные блоки для экипажа, численность экипажа каждого судна составляла 444 человека. Турбоход «Carmania» переименовали в «Леонид Собинов», а «Ivernia» — в «Федор Шаляпин».
Однако после прибытия судов в порт Калининград для формирования экипажей планы изменились, и турбоход «Леонид Собинов» передали Черноморскому морскому пароходству. Первым капитаном «Собинова» назначили всеми уважаемого в пароходстве капитана дальнего плавания Константина Николаевича Шапочкина. Когда Константин Николаевич прибыл на судно, его взору предстал громадный неухоженный лайнер, с пластами ржавчины на металлических палубах и стальных переборках надстройки корпуса. Помещения машинных отделений напоминали мусорную свалку, заваленную жестяными банками, бутылками от пива и всевозможным хламом.
Как выяснилось позже, в плохом состоянии были внутренние поверхности вентиляционных каналов всех помещений, они были покрыты слоями легковоспламенявшейся пыли. В процессе приемки судна Шапочкин обнаружил, что к борту судна подогнали железнодорожные вагоны, на которые дальневосточные моряки выгружали содержимое кладовых и носовых трюмов, где хранилось судовое снабжение — постельное белье, одеяла, пледы, картины, светильники, посуда баров и ресторана, моющие средства, дезодоранты и многое другое. Открытое мародерство удалось приостановить только благодаря вмешательству ММФ и правоохранительных органов. В конце февраля «Собинов» и «Шаляпин» вышли из порта Саутгемптон в Австралию под советским флагом, имея на борту английских пассажиров, часть которых составляли переселенцы в Австралию. После прибытия в Сидней лайнеры выполняли круизные рейсы из Сиднея по островам Тихого океана и в Новую Зеландию.
В 1975 году турбоход «Федор Шаляпин» временно передали в субаренду компании «Shaw Savill Holidays». Но английская компания неожиданно прервала контракт после встречи лайнера с советской подводной лодкой: он был возвращен компании СТС. «Леонид Собинов» зимой выполнял рейсы в Австралию и круизы по Полинезии, а в летний период совершал рейсы в Западной Европе и по портам Черного моря.
С 1975 по 1979 год командование «Собиновым» поручили молодому, энергичному и способному капитану дальнего плавания Николаю Николаевичу Сопильняку. С 1980 года по 1995 год основным капитаном судна назначили капитана дальнего плавания Юрия Валентиновича Зиновьева. Главными механиками были опытнейшие судовые инженеры-турбинисты — Юрий Дмитриевич Рябуха, Павел Григорьевич Матвиенков, Людвиг Антонович Журавский, Герман Петрович Григорьев. В декабре 1979 года правительство Австралии ограничило заходы советских пассажирских судов в свои порты из-за начавшейся войны в Афганистане, и суда были возвращены на Дальний Восток и в Черное море. «Леонид Собинов» совершал круизные рейсы в Черном и Средиземном морях, а также в Атлантическом океане. Периодически судно выполняло правительственные задания, совершая специальные рейсы на Кубу, транспортируя кубинских военнослужащих в Анголу.
В 1980 году турбоход «Шаляпин» также передали в Черноморское морское пароходство, и он совершал рейсы с немецкими пассажирами в Средиземном море и в Атлантическом океане. Долгие годы капитаном турбохода был Виктор Васильевич Чернышов, а главным механиком опытный судовой инженер, волевой руководитель Сергей Владимирович Макозов.
В 1990 году оба судна зарегистрировали на Мальте, и они продолжали круизные плавания по Черному, Эгейскому, Средиземному и Адриатическому морям под руководством частных компаний.
В начале 90-х годов Черноморское морское пароходство задолжало большие суммы финансовых средств различным иностранным компаниям. Долги возникали в результате несвоевременной оплаты за снабжение судов продуктами питания, запасными деталями, водой, топливом, за обслуживание в портах заходов и по многим другим статьям. В тоже время увеличивалось число частных компаний, пытавшихся арендовать у ЧМП пассажирские и грузовые суда. Новые украинские бизнесмены быстро нашли общий язык с нечистыми на руку чиновниками пароходства, и процесс пошел с ускорением. Прекрасные лайнеры — «Казахстан», «Азербайджан», «Леонид Собинов», «Дмитрий Шостакович», «Алексей Толстой», «Шота Руставели», «Федор Шаляпин» и многие другие были отданы в аренду малоизвестным, ничем не зарекомендовавшим себя, вновь образованным компаниям.
Компания «Примэкспресс» получила в аренду «Леонид Собинов», а компании «Ксимекстур» передали в аренду «Федор Шаляпин». Естественно, что контроль со стороны службы технической эксплуатации ЧМП за соблюдением своевременных профилактических ремонтов и осмотров механизмов отсутствовал. Техническое состояние турбоходов «Федор Шаляпин» и «Леонид Собинов» ухудшалось с каждым днем, так как основная часть прибыли оседала в руках фрахтователей, мало заботившихся о поддержании судов в хорошем техническом состоянии. В 1996 году компания «Ксимекстур» оказалась неплатежеспособной. Лайнер поставили в Ильичевский судоремонтный завод якобы на ремонт, однако, оплату за ремонт не произвели, и работы не начинались. Судно оставалось брошенным на произвол судьбы, но часть экипажа оставалась на борту, выполняя охранные функции. Тем не менее, помещения судна с каждым днем опустошались мародерами.
В 1998 году компания «Ксимекстур» получила в одесском «Укросоцбанке» кредит в 1 млн 800 тыс. грн на восстановление судна. Залогом стал сам турбоход «Федор Шаляпин», оцененный на тот момент в 3 млн 750 тыс. грн. В 1999 году транспортная прокуратура Ильичевска возбудила уголовное дело против компании «Ксимекстур». В процессе судебного разбирательства было установлено, что еще в 1992 году лайнер был заложен под другой кредит, и к моменту получения нового кредита уже принадлежал некой мальтийской компании, часть акций которой загадочным образом очутилась у Черноморского морского пароходства. Более того, туристическая компания «Ксимекстур» начала расходовать полученный кредит на потребности, не связанные с ремонтом судна. Как и следовало ожидать, дело было прекращено «за отсутствием состава преступления». Компания «Ксимекстур» должна была возвратить полученный кредит, а турбоход передали Министерству транспорта Украины. Лайнер оставался у причала СРЗ порта Ильичевск. В 2004 году турбоход переименовали в «Salona» для перегона в индийский порт Аланг, куда судно продали по цене лома металла. 6 февраля лайнер прибыл на рейд Аланга, а 11 февраля был выброшен на песчаную отмель, где индийские рабочие демонтировали с судна механизмы, оборудование, мебель и т. д. К началу 2005 года корпус турбохода был полностью разрезан на части и отправлен на переплавку.
Турбоход «Леонид Собинов» поставили на прикол в СРЗ порта Ильичевск в 1995 году. За четыре года стоянки все пассажирские помещения были опустошены. Все, что представляло хоть какую-то ценность, осело в домашнем хозяйстве охранявших его членов экипажа и рабочих судоремонтного завода порта Ильичевск.
В январе 1999 года судно вышло из Ильичевска в индийский порт Аланг, куда турбоход, как и его собрата «Федор Шаляпин», продали по цене лома металла. Во время перегона в Индию, после выхода из Аденского залива в Индийский океан, на судне закончилось топливо, и беспомощный турбоход дрейфовал в океане. Благодаря счастливой случайности судно обнаружили и отбуксировали на рейд порта Аланг, где лайнер бросил якорь только 1 апреля 1999 года. 10 апреля, во время прилива, турбоход вытащили на отмель и приступили к демонтажу судового оборудования.
Судьба двух других однотипных судов сложилась по-разному. Лайнер «Carinthia», 1956 года постройки, в 1968-м продали компании «Sitmar», под либерийский флаг. Судно переименовали в «Fairland» и использовали на линии Саутгемптон — Италия — Новая Зеландия. В 1971 году его переоборудовали для круизных рейсов вдоль Западного побережья США, присвоив новое имя «Fairsea». В 1988 году турбоход купила компания «P&O Line», переименовав в «Fair Princess» и продолжая эксплуатировать до 1997 года на прежней круизной линии Сан-Франциско — Аляска и Лос-Анжелос — Мексика, а затем в Австралии и Новой Зеландии. В 2000 году лайнер продали в Гонконг компании «Great Canadian Gaming Corporation» для игорного бизнеса, присвоив другое имя «Emerald Fortune». В том же году судно зафрахтовала китайская компания для внутреннего морского бизнеса, окрестив его как «China Seas Discovery». 18 ноября 2005 года судно прибыло в порт Аланг для разделки.
Лайнер «Silvania» постройки 1957 года, в 1968 году также продали компании «Sitmar», переименовав в «Fairwind». В 1971 году судно модернизировали для 2-недельных рейсов из Port Everglades по экзотическим островам Карибского моря. В 1988 году турбоход переименовали в «Sitmar Fairwind», а в 1990 году лайнер передали компании «P&O Line» с новым именем «Dawn Princess». В 1993-м судно возвратили первоначальным хозяевам, но уже как «Albatros». Арендатором стала немецкая туристическая компания «Phoenix Seereisen». В 2002 году турбоход отправили в Индию для разделки на металлалом.
Таким образом все 4 однотипных судна, построенные с 1954 по 1957 год на шотландской верфи «John Brown», прекратили свое существование с 1999 по 2005 год в индийском порту Аланг.
Автор статьи: Валерий Братушенко.