Главная » 2010 Август 4 » Кто и зачем «заказал» президента ЧМП
01:35 Кто и зачем «заказал» президента ЧМП |
Кто и зачем «заказал» президента ЧМП
Что досталось? При развале СССР независимой Украине досталось мощнейшее хозяйство морехозяйственного комплекса — 3 морских пароходства (Черноморское, Азовское, Усть-Дунайское), 9 портов, судоремонтные заводы, ряд специализированных морских предприятий. Крупнейшим в Европе и вторым в мире предприятием было Черноморское морское пароходство (ЧМП), по состоянию на 1991 год имевшее более 300 морских судов, 36 совместных предприятий и загранпредставительств, разветвленную береговую инфраструктуру, торговую марку «Бласко», известную во всем мире. За 15 лет независимости можно подвести небольшой итог хозяйствования в морской отрасли: Азовское пароходство — в стадии ликвидации, Черноморско-азовские морские пути (уникальное предприятие по дноуглублению) — фактически банкрот, ГП «Ильичевский судоремонтный завод» — банкрот, ГП «Одесский судоремонтный завод» — ликвидирован, ЧМП — в процедуре санации без флота, Дунайское пароходство — на грани банкротства. Это при том, что во всем мире рынок морских перевозок является самым прибыльным и актуальным, даже такие государства, как Монголия и Белоруссия, приобретая свой флот, становятся морскими державами. Что имеем? Более чем за 10 лет на пароходстве был поставлен большой крест, а Украина записана в «черный список» морских государств. Основная схема ликвидации предприятия предельно проста. Путем принятия подзаконных нормативных актов, противоречащих законодательству, из ЧМП под благовидным предлогом выводились ликвидные активы в другие юридические лица (в т. ч. в офшоры), оставались пассивы (долги) на ЧМП. И так продолжалось до 2004 года. 8 ноября 2004 года министр транспорта Г. Н. Кирпа при назначении нового президента ЧМП поставил четкую задачу перед Кожевиным Е. Н., работавшим заместителем начальника Одесской железной дороги: разобраться с долгами, расчистить пароходство от фиктивных кредиторов, подготовить совместно с морскими специалистами план не только выхода из кризиса, но и развития торгового флота Украины под маркой «ЧМП-Бласко», срок — 3 месяца. Никто не сомневался, что так оно и будет, если бы не событие конца декабря 2004 года, когда не стало Г. Н. Кирпы. Его смерть в очередной раз оставила компанию без ясных перспектив. Но Кожевин остался и с присущей ему прямолинейностью стал выполнять поставленную перед ним задачу, несмотря на «помощь» сменяющихся министров. И что же у него получилось? За счет средств от финансово-хозяйственной деятельности предприятия рассчитался с невыплаченной с 94 года зарплатой морякам — 5 млн. грн. (более 6,5 тыс. чел.); закрыл задолженность перед налоговой и пенсионным фондом — более 7 млн. грн. Через суды сократил кредиторские требования с 250 млн. грн. до 32 млн. грн.; закрыл исполнительное производство общей сложностью на 48 млн. грн.; вернул из Германии в Украину более 2 млн. евро, зависших там в 1994—97 годах. В период руководства Е. Кожевина в Египте были признаны незаконными решения судов на сумму свыше 70 млн. долл. США и тем самым открыт для украинского флота Суэцкий канал. Во Вьетнаме за Украиной закреплено имущество на сумму более 3 млн. долл. США. В Турции остановлена распродажа за бесценок уникального нефтехимочистного судна, а в России возвращены в украинскую госсобственность два танкера. Одновременно восстановлено членство Украины в международной организации БИНСА, и президент ЧМП Е. Н. Кожевин был избран ее вице-президентом, что существенно подняло рейтинг Украины в морском мире. К середине 2007 года ЧМП — это стабильно работающее прибыльное предприятие, оперирующее 6 судами и более чем 40 объектами берегового имущества, имеющее план выхода из процедуры банкротства и бизнес-план дальнейшего развития судоходной деятельности. И на данном этапе предприятие становится интересным для частных бизнес-структур, которые посредством подключения органов центральной исполнительной власти и Одесского горсовета претендуют на безвозмездное получение имущества ЧМП! А был ли мальчик? Начиная с этого момента, стали предприниматься попытки снятия Кожевина Е. Н. с должности президента ЧМП — управляющего санацией. С середины 2007 года по Одессе прошел слух: «президент ЧМП «заказан». В августе по инициативе Департамента по вопросам банкротства Минэкономики против воли руководства Министерства транспорта и связи, комитета кредиторов и других участников дела по банкротству пытаются ввести в ЧМП управляющего имуществом, некоего Асатурова, который до этого возглавлял частное предприятие, передающее в аренду имущество. В сентябре—декабре на предприятии проходит комплексная проверка контрольно-ревизионной службы Украины в количестве 30 ревизоров и периодом проверки 2006—2007гг. В январе 2008 года из КРУ премьер-министру идет обширный доклад с фактами развала ЧМП с 1991 по 2002 г., но с интересным выводом — ко всему этому привел Кожевин и его необходимо от должности отстранить. Параллельно с этим приморской районной прокуратурой г. Одессы и прокуратурой Одесской области возбуждаются уголовные дела. В сентябре одно, в декабре второе. Инкриминируемые деяния никоим образом не подпадают под состав уголовнонаказуемого преступления, вследствие чего суды всех инстанций приходят к единому мнению о незаконности возбуждения этих дел. Последнее решение об отмене постановления о возбуждении уголовного дела выносится 05.02.08 г. «По Одессе заказ провалился!» 19.02.08 г. старший следователь Генпрокуратуры Кулик К. Г., подобрав факты выезда Кожевина Е. Н. в служебные командировки (кстати, с ведома следствия) за весь период трехлетнего расследования уголовного дела, просит у суда санкцию на задержание президента ЧМП Кожевина и ее получает. И только 26.02.08 г., когда Кожевин поставил в известность Кулика о приезде в Киев на коллегию Минтранса, тот производит силами 15 убоповцев задержание президента ЧМП на Киевском ж/д вокзале и оперативно (в этот же день) получает санкцию суда на изменение меры пресечения в виде содержания под стражей за якобы допущенные случаи нарушения подписки о невыезде. Можно предположить, что, испробовав все силы и средства в Одессе, в том числе попытки подкупа и запугивания Кожевина и его команды, заказчики узнают об уголовном деле в ГПУ. Ведь поражает быстрота и «своевременность» следственных действий. По истечении трех лет со дня возбуждения уголовного дела 26.02.08 г. на раскрытие бросаются лучшие силы ГПУ и УБОПа: — 30 человек, в том числе спецназ, врываются в здание пароходства и 6,5 часов обыскивают кабинет президента ЧМП (изъяв главную улику — партийный билет ПР); — остальные проводят обыск в кабинетах юридической службы, отдела кадров, бухгалтерии (изымая документы ЧМП, не имеющие никакого отношения к железной дороге); — проводят обыск на квартире президента (по истечении трех лет); — различными ухищрениями в течение 11 дней на встречу с президентом ЧМП не допускается адвокат. Само же уголовное дело, по которому был взят под стражу президент ЧМП, возбуждено после президентских выборов 2004 года. Состоит оно из трех хозяйственных договоров Одесской железной дороги, заключенных по личному указанию министра транспорта Г. Н. Кирпы. В его хозяйственных способностях по перестройке транспортной системы Украины раньше никто не сомневался, впрочем, как и сейчас. В 2005 году следствие из активной фазы переходит в пассивную, и если бы не политическая игра некоторых сил на этом, то уже давно оно должно было законно закончиться прекращением, поскольку в деяниях Кожевина и других проходящих по делу лиц нет состава преступления. Схема захвата предприятий «по-одесски» проста и испробована десятки раз. Кто за ними стоит, многим известно. Директору понравившегося частным лицам предприятия предлагалась отступная (которая впоследствии не выплачивалась), при отказе в ход шли любые методы (вплоть до физических), но любимый метод — упечь строптивого директора за решетку по сфабрикованному уголовному делу на несколько недель и... Финал один — государство теряет многомиллионную собственность, народ — рабочие места, при этом малая группа людей получает прибыль, которую можно сравнить с торговлей наркотиками, например в разрезе ЧМП это не менее 400 млн. долл. США. Что остается? Ликвидация ЧМП — это потеря берегового имущества на сумму около 350 млн. долл. США и утрата возвращенного Кожевиным флота.
Это возобновление судебных процессов за рубежом на сотни миллионов долларов фиктивных кредиторских требований, но теперь уже к Украине. Реальным итогом этого может стать арест и продажа за бесценок любого госимущества за рубежом. Это закрытие для государственных украинских морских судов Босфора и Суэца. Это потеря международного имиджа в связи с прекращением работы в международной организации Бинса при ООН. Это потеря возможности трудоустройства 80 тысяч украинских моряков под флагом Украины (в связи с наплывом низкооплачиваемых моряков из Тайваня и Филиппин и вытеснением «дорогих» украинцев). Неужели такова цена удовлетворения корыстных амбиций коррумпированных чиновников? Оксана Шпилевая, Екатерина Русакова |
|
Всего комментариев: 1 | |
| |