МВД: на имущество Черноморского пароходства (Одесса) наложен арест
МВД: на имущество Черноморского пароходства (Одесса) наложен арест
На имущество государственной судоходной компании «Черноморское
морское пароходство» (ГСК ЧМП) наложен арест. Об этом сообщила сегодня
пресс-служба Министерства внутренних дел Украины.
По данным ведомства, должностные лица ЧМП
подозреваются в незаконном отчуждении имущества на сумму свыше 400
миллионов гривен. Предварительно установлено: подозреваемые, используя
реквизиты предприятий с признаками фиктивности и нарушая план санации
компании, принятый в феврале 2006 года, заключили незаконные
инвестиционные договора — без проведения открытых торгов и согласования
с комитетом кредиторов и Министерством транспорта и связи. По этим
документам фиктивные фирмы взяли на себя часть долговых обязательств
ГСК — на сумму свыше 30 миллионов гривен — и получили право
собственности на недвижимое имущество ЧМП.
Среди незаконно
переданных объектов — Межрейсовая база моряков площадью более 13
гектаров, административное здание на улице Дерибасовской (в 5 тысяч
квадратных метров), «Черноморский яхт-клуб», пансионат ветеранов флота
и другие объекты. Их рыночная стоимость в 2006 году составляла порядка
400 миллионов гривен, сегодня же — значительно превышает эту сумму.
Черноморская
транспортная прокуратура возбудила уголовное дело по статье 365
Уголовного кодекса Украины («Злоупотребление властью либо служебным
положением»). Проведены первоочередные следственные действия.
Напомним:
13 ноября сотрудники Черноморской прокуратуры провели обыск в офисе
ЧМП. Об этом сообщил одесский губернатор Николай Сердюк, комментируя
сообщения о появлении в офисе «неизвестных в масках». Глава
облгосадминистрации привел данные, согласно которым ЧМП владеет 37-ю
зданиями в центре Одессы — памятниками архитектуры. «Сегодня есть
попытки поделить то недвижимое имущество пароходства, которое не
дограбили в начале независимости, когда 365 судов были разделены
партийными и комсомольскими функционерами», — заявил чиновник.
В октябре суд продлил санацию (процедуру экономического оздоровления) ЧМП. Ранее Черноморская транспортная прокуратура опротестовала проведение аукциона, который «Вечерняя Одесса» назвала «дешевой распродажей» имущества компании.
По
данным газеты, административные здания в центре города предлагались «по
цене приличной квартиры или средненького коттеджа в Царском селе»,
судно-тренажер «Лесозаводск» — «за стоимость «навороченного» «Лексуса»,
океанские яхты «Сириус» и «Таурус» – чуть ли не даром». По
предположению издания, «тотальная распродажа, по всей видимости,
является краеугольным камнем философии плана санации, предложенного
комитету кредиторов управляющим Владимиром Шнякиным».
Он был
назначен санатором ГСК в августе прошлого года – по решению областного
хозяйственного суда. Инстанция также приняла план санации предприятия.
В. Шнякин пообещал, что «не позволит разворовать» имущество ЧМП.
Находясь
в марте 2009-го в Одессе, председатель Госкомитета по регуляторной
политике и предпринимательству Александра Кужель сообщила, что
Министерство экономики лишило В. Шнякина лицензии арбитражного
управляющего. Однако вскоре лицензия была восстановлена. Министерство
транспорта и связи оспаривало в суде назначение этого санатора, в
частности – потому что оно не согласовано с ведомством.
Предыдущим
санатором был президент ГСК Евгений Кожевин. Его в феврале 2008-го
арестовали – по обвинению в злоупотреблениях во время работы на
железной дороге. В мае нынешнего года суд полностью оправдал Е. Кожевина. По его словам, пароходством интересуются два лагеря высокопоставленных рейдеров.
Весной ЧМП было добавлено в перечень предприятий, подлежащих в 2009-м подготовке к продаже. Распоряжение об этом принял Кабинет Министров.
Справка.
Официальной датой образования Черноморского пароходства считается 16
мая 1833 года. В 1991-м на балансе ЧМП числилось 350 судов основного
флота и свыше тысячи — вспомогательного. До распада СССР доходы
компании достигали 1 млрд. долл. в год. Однако уже в 1993-м ее долги
превысили 200 млн. долл. В том же году был образован акционерный
концерн «Бласко», на чей баланс перешли суда ЧМП. Большинство из них
продано. Летом 2008-го флот ГСК составляли 6 единиц.
23.11.2009
Пароходство сохранило активы. Надолго ли?
На днях нам стало известно, что Высший хозяйственный суд Украины
(ВХСУ) отменил несколько судебных решений, в соответствии с которыми
ряд коммерческих структур приобретал право собственности на недвижимое
имущество, принадлежащее ГСК «Черноморское морское пароходство». Данную
информацию подтвердила и пресс-служба Генеральной прокуратуры.
Среди объектов, которых чуть было не лишилось пароходство, оказались
Межрейсовая база моряков, что находится в Аркадии, пансионат ветеранов
флота, расположенный в том же районе города, административное здание по
ул. Дерибасовской, 4, автохозяйство пароходства, помещение, занимаемое
Черноморским яхт-клубом, кафе «Гольфстрим» и другие, не менее «лакомые»
кусочки недвижимости. Схема предполагаемого отчуждения была гениальна
по своей простоте.
Как известно, на момент смены санатора в пароходстве — вместо
Евгения Кожевина был назначен Владимир Шнякин — долг предприятия перед
кредиторами составлял чуть более 30 миллионов гривен. Сумма, по
сегодняшним меркам, небольшая, план погашения долга был абсолютно
реалистичным. Это дало основание Евгению Кожевину заявить о
восстановлении в самом ближайшем будущем платежеспособности
пароходства, прекращении процедуры банкротства и начале нормальной
хозяйственной деятельности.
Такая активность президента ГСК «ЧМП» пришлась не по душе тем, кто
мечтал забрать в свою собственность остатки имущества пароходства. И
Кожевина в феврале 2008 года «убрали». О том, сколько испытаний выпало
на долю Евгения Никандровича, которому пришлось более полугода провести
в следственном изоляторе по надуманному уголовному делу, «Вечерняя
Одесса» рассказывала в ряде публикаций.
Убрав Кожевина, инициаторы «экспроприации» имущества пароходства
своей цели достигли. Как теперь стало известно, в декабре прошлого года
управляющий санацией В. Шнякин, под предлогом необходимости погашения
долгов перед кредиторами, решил воспользоваться финансовой помощью ряда
коммерческих структур. То есть, схема была такая: вы гасите нашу
задолженность, а мы передаем вам за это какой-нибудь объектик. Причем
из числа тех, которые, согласно плану санации, подготовленного Е.
Кожевиным и утвержденного решением хозяйственного суда Одесской
области, подлежали отчуждению исключительно на конкурсных условиях.
Всего было заключено семь договоров, причем «финансовая помощь»
больше напоминала капитуляцию. Так, к примеру, шикарный особняк по ул.
Дерибасовской, 4, балансовой стоимостью почти 27 миллионов гривен,
отдавался под обязательство погасить долг в сумме 6,5 миллиона. И такая
пропорция «соблюдалась» по всем остальным объектам. Понятно, что
министерство транспорта и связи ни сном, ни духом не знало о
готовящейся комбинации по «сравнительно честному» отъему имущества
пароходства.
В августе нынешнего года решением судьи хозяйственного суда Одесской
области была признана законность так называемых «инвестиционных»
договоров, заключенных управляющим санацией В. Шнякиным, а решением
другого судьи на органы технической инвентаризации налагалось
обязательство по регистрации права собственности коммерческих структур
на объекты пароходства. Таким образом были созданы юридические
предпосылки для невозможности возврата имущества ГСК «ЧМП» в
собственность государства, а также для его последующей многократной
перепродажи...
К счастью, в дело вмешалась Генпрокуратура. Напомним, что полтора
месяца назад, 13 ноября, сотрудники Черноморской транспортной
прокуратуры провели обыск и выемку документов в офисе пароходства. На
имущество ГСК «ЧМП» был наложен арест. По информации ТИА
«Викна-Одесса», Министерство внутренних дел заявило о том, что
должностные лица Черноморского морского пароходства подозреваются в
незаконном отчуждении имущества на сумму свыше 400 миллионов гривен.
А тут еще и Высший хозяйственный суд Украины вовремя вступил в игру.
Правда, дело о признании инвестиционных договоров законными направлено
на новое рассмотрение, а судебные решения о регистрации объектов
пароходства за новыми собственниками ВХСУ вроде бы вообще не изучал и
не оценивал, что дает основание говорить, что в истории с незаконной
распродажей имущества ГСК «ЧМП» специально затягивается время. Впереди
— выборы. Их исход и подскажет, какая судьба ждет пароходство...
Олег Суслов 31 декабря 2009 г.
Министр против ликвидации Черноморского пароходства
Министр транспорта и связи Украины Константин Ефименко
настаивает на осуществлении правоохранительными и контролирующими
органам проверки законности отчуждения имущества, которое принадлежало
Государственной судоходной компании «Черноморское морское пароходство».
Как сообщает пресс-служба Минтранса, с соответствующим письмом
министр обратился к первому вице-премьер-министру Украины Андрею
Клюеву. Константин Ефименко отметил необходимость принятия мер
прокурорского реагирования для защиты государственного имущества и
привлечения виновных в растрате лиц к ответственности, поскольку, по
его мнению, в ситуации с Черноморским пароходством нарушены интересы
государства.